Бизнес в кризис. Как поймать свою волну?

23.04.2014, 10:04

Экономический или политический кризис – период малоприятный абсолютно для всего населения. А для представителей бизнеса особенно. Однако не стоит думать, что кризис – это сплошные проблемы и убытки. Ведь не зря в китайском языке слово «кризис» – это два иероглифа, которые обозначают «опасное время» и «время возможностей». Так какие же новые возможности могут открываться в этот период для бизнеса и как правильно ими воспользоваться?

Чем хорош кризис для старта?

Итак, почему же кризисное время может стать хорошей отправной точкой для начала нового бизнеса? Какие скрытые или явные возможности несет период спада и перемен?

  1. Снижение конкуренции
  2. Как правило, в такое время на рынках снижается конкуренция, так как многие компании закрываются, сокращают штат, снижают затраты на маркетинговые активности. Можно использовать это время, чтобы выйти со своим предложением на рынок.

  3. Меньше затрат на открытие
  4. Открытие бизнеса в период кризиса может оказаться гораздо менее затратным, чем в стабильные времена, потому что из-за снижения спроса могут дешеветь арендные ставки офисной недвижимости, появляться более выгодные условия по покупке офисной техники и мебели. Поставщики в таких условиях более сговорчивы, они проводят акции и идут на уступки. В итоге можно сэкономить на многих пунктах, сопутствующих открытию бизнеса (услуги регистрации, разработки сайта и фирменного стиля, аренда офиса, закупка материалов и т.д.).

  5. Лучшие специалисты – на выгодных условиях
  6. И, наверное, один из самых важных моментов – в период кризиса достаточно частая ситуация, когда компании урезают свои штаты и сокращают специалистов. Появляется очень много достойных профессионалов среди соискателей, которых можно заполучить в штат на выгодных условиях, что в период стабильности было бы сделать гораздо сложнее.
    К примеру, по данным порталов по поиску работы, в среднем соискатели за 1-й квартал 2014 года просмотрели вакансий на 40% больше, чем за этот же период минувшего года. А база резюме за год выросла примерно на 30%.
    «В сложившейся обстановке уровень квалификации соискателей находится на достаточно высоком уровне, так как часть специалистов попали под волну увольнений и даже некоторые высококвалифицированные специалисты остались без работы. Для компаний, которые продолжают или начинают поиск персонала, сейчас самое подходящее время получить качественного сотрудника за меньшие, чем в прошлом, деньги. Вакансий немного, а количество соискателей увеличилось, и часть из них готова соглашаться практически на любые предложения и условия работы. Возникает, конечно же, вопрос, как удержать такого сотрудника, когда рынок труда и бизнес стабилизируются. Но это уже отдельная тема», – комментирует HR-менеджер аудиторско-консалтинговой Корпорации «Глобал Консалтинг» Елена Демьяненко.

  7. Новые ниши на рынке
  8. Еще один фактор, который постоянно нужно держать в центре внимания, – изменение спроса и потребительских настроений. Очень часто в таких условиях могут возникать новые рыночные ниши, новый неудовлетворенный спрос. Главное – увидеть эти тенденции, понять, что нужно рынку.
    «В такой ситуации важно быть наблюдательным и чувствовать настроение и потребности рынка, чтобы ответить на них соответствующим предложением. Это, наверное, одно из самых важных условий успешного старта в период кризиса. Фокус должен сместиться на взаимоотношения с клиентами или потребителями. Конкурировать за счет более низких цен – не самый успешный в долгосрочной перспективе сценарий в кризисное время. Нужно дать клиенту преференции, которые не выражаются в денежном эквиваленте. Это могут быть преимущества в сервисе, коммуникациях. Важно быть гибким, подстраиваться под потребности рынка, делать все, чтобы клиенту было легко и удобно с вами работать», – говорит директор по маркетингу аудиторско-консалтинговой Корпорации «Глобал Консалтинг» Татьяна Гречихина.

Именно таким путем шли известные сегодня гуру бизнеса, начинающие свое дело в условиях экономического спада.

Оправданный риск

Есть масса примеров, когда компании, которые решились стартовать во время экономических проблем, превращались в успешные и стабильно развивающиеся проекты.

К примеру, в непростые времена великой депрессии в США у компаний резко падали доходы, сокращались штаты, некоторые не выдерживали давления и просто закрывались. Однако находились смельчаки, которые не боялись начинать бизнес в условиях глобального экономического спада. И очень часто риск оправдывался – такие компании в итоге выигрывали.

Например, история международной компании Ryder Systems началась во времена великой депрессии. Основатель компании Джеймс Райдер, бросив работу в строительной компании, купил небольшой грузовик и занялся доставкой стройматериалов. Вскоре его автопарк вырос до нескольких грузовиков, он предложил рынку альтернативу железнодорожным перевозкам грузов, что в условиях кризиса и оптимизации расходов, стало очень востребованным. Сегодня Ryder Systems владеет капиталом около 2 млрд. долларов.

Еще один пример успешного старта в условиях кризиса – компании Apollo Group, которая во времена нефтяного кризиса 1970 года, открыла первый коммерческий аккредитованный университет в США – Университет Феникса. Основатель университета Джон Сперлинг выиграл на том, что первым заметил тенденцию, когда с началом кризиса взрослые люди оставляли рабочие места и возвращались в университеты, чтобы сменить профессию и начать карьеру с нуля.

Что говорить, даже Microsoft и Apple были созданы в периоды кризиса.

И это лишь некоторые примеры успешных стартов на волне кризиса. В условиях спада всегда происходят перемены на рынке, меняются предпочтения, потребительский спрос и т.д. Главное – видеть эти возможности и действовать. А также нужно помнить, что экономика циклична, и за любым спадом всегда следует подъем.

Валентина Щербаченко, PR-менеджер аудиторско-консалтинговой Корпорации «Глобал Консалтинг» для UBR.UA

Посмотреть на сайте UBR.UA