Электронная налоговая проверка: готовимся заранее

04.07.2013, 15:07

С января 2014 года все юридические лица и ФЛП, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, смогут пройти налоговую проверку в электронном виде, что позволит им свести время общения с налоговой до минимума и частично снизить административную нагрузку на свой бизнес. Как воспользоваться этим правом и что нужно знать об электронных проверках сегодня?

Что такое электронная налоговая проверка?

Документальная невыездная внеплановая электронная проверка согласно п. 75.1.2 НКУ – это необязательная проверка, которая проводится по желанию налогоплательщиков с незначительной степенью риска* (раз в три года) после подачи ими соответствующего заявления. Такое заявление подается в налоговую службу, в которой налогоплательщик состоит на учете, за 10 календарных дней до начала планируемой проверки. Налоговые органы уже назвали такой вид проверок «бесплатным налоговым аудитом», который вскоре будет доступен всем налогоплательщикам.
*Степень риска согласно п. 77.2 ст. 77 НКУ определяется в соответствии с Порядком, установленным центральным налоговым органом

Кто и когда сможет заказывать проверку в электронном виде?

Внедрение практики проведения дистанционных налоговых проверок согласно Закону №5503 с 1 января 2014 года будет осуществляться постепенно. Сначала новым сервисом смогут воспользоваться предприятия и ФЛП работающие на едином налоге. С 1.01.2015 такая возможность появится и у представителей микро-, малого и среднего бизнеса на общей системе налогообложения, а с 1.01.2016 года к обладателям права на электронную налоговую проверку присоединятся и остальные налогоплательщики.

Порядок проведения налоговой проверки в электронном виде

Налогоплательщик, который желает пройти налоговую проверку дистанционно, должен сообщить о своем намерении в орган налоговой службы по месту регистрации с соблюдением порядка, утвержденного приказом Миндоходов от 03.06.2013 г. № 143. Для этого он отправляет соответствующее заявление на проведение электронной проверки, в котором указывается такая информация:

  • общие учетные данные налогоплательщики;
  • периоды хозяйственной деятельности, подлежащие проверке, (налогоплательщик может определять их сам в том случае, если за аналогичные периоды по таким же вопросам не проводились документальные плановые или внеплановые проверки);
  • применяемая налогоплательщиком система налогообложения;
  • перечень налогов, которые будут проверены в ходе электронной проверки;
  • данные о ведении бухгалтерского учета, в частности, первичные документы в электронном виде;
  • документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов, в соответствующем формате;
  • способ предоставления документов (по электронной почте или на каком-либо носителе).

При этом налоговый орган оставил за собой право запрашивать у виртуально проверяющегося налогоплательщика заверенные бумажные копии документов, которые касаются предмета проверки.

Результат электронной проверки

Результатом «виртуальной» налоговой проверки является акт (справка), который составляется в двух экземплярах и подписывается уполномоченными от налоговой службы лицами, проводившими такую проверку. Справка регистрируется в налоговой службе в течение 5 дней с момента завершения проверки и вручается (направляется почтой) налогоплательщику или его уполномоченному представителю, который должен ознакомиться с документом и подписать его или предоставить возражения в течение 5 дней с момента вручения (П. 86.4 НКУ). Если же налогоплательщик не согласен с результатами проверки, он имеет право направить свои замечания вместе с подписанным экземпляром справки.

Практика электронных проверок, как считают эксперты, должна упростить жизнь предпринимателям. «Возможность предоставления отчетности в электронном виде и прохождения электронных документальных проверок позволит налогоплательщикам тратить меньше времени на общение с проверяющими. Однако, по сегодняшним реалиям, налоговики не спешат расставаться со своим правом проверки бумажных документов и в ходе электронной проверки, по-прежнему могут прибегнуть к практике бумажной волокиты. К тому же для получения результатов проверки все равно придется ехать в налоговую», – отмечает Ольга Андрусь, налоговый консультант аудиторско-консалтинговой Корпорации «Глобал Консалтинг».