Этапы проведения аудита финансовой отчетности

04.02.2013, 15:02

юридический аутсорсинг

«Аудит» от латинского «audio» означает слушать. В средневековье аудиторами называли тех, кто выслушивал речи и отчеты должностных лиц. Со временем, когда устанавливались товарообменные и коммерческие отношения, аудиторы стали выполнять классические обязанности проверяющих: сверка и подтверждение достоверности отчетов, данных и цифр.

Сегодня аудитор – одна из самых ответственных и популярных профессий. На аудитора возлагаются обязанности по проведению аудиторской проверки в соответствии с профессиональными стандартами (международными стандартами аудита). Его работа имеет большое значение, так как в результате аудитор выражает мнение, которое подтверждает или не подтверждает правильность ведения бухгалтерского учета в компании, достоверность годовой финансовой отчетности. А подтвержденная аудитором отчетность, имеет большую степень доверия у инвесторов. Ценность и репутация компании в глазах партнеров возрастает.

Поэтому так важно уделять должное внимание проведению обязательного аудита или инициативного аудита.

В украинском законодательстве предусмотрено обязательное проведение аудита для публичных организаций – акционерные общества, финансовые учреждения, страховики и т.д. Ежегодно такие компании должны обеспечить у себя проведение аудиторской проверки. Чтобы такая проверка прошла успешно и результативно, следует помнить об ее основных этапах.

Выбор аудитора

Многие специалисты советуют провести тендер, чтобы выбрать аудиторскую фирму. Благодаря тендеру можно оценить несколько предложений по проведению аудита финансовой отчетности и остановиться на том, которое соответствует критериям, установленным организацией, в том числе по стоимости, срокам и условиям сотрудничества с аудиторской фирмой.

Прежде всего, стоит обратить внимание на профессиональный опыт аудиторской фирмы, застрахована ли профессиональная ответственность, квалификацию специалистов и знание в области МСФО. Следует помнить, что в настоящий момент проводить обязательный аудит, может только аудиторская фирма, внесенная в соответствующий перечень Аудиторской палаты Украины (АПУ).

После выбора аудитора, который будет проводить проверку, стоит внимательно изучить договор, чтобы в нем были учтены все условия сотрудничества. Вместе с договором обычно подписывается и соглашение о конфиденциальности.

Предварительный этап

На этом этапе происходит планирование аудита. Аудитор изучает бизнес клиента, систему внутреннего контроля, оценивает риски существенных искажений в финансовой отчетности. Внутреннему контролю уделяется серьезное внимание, поскольку недостатки в этой системе могут привести к недостоверной информации и ошибкам в финансовой отчетности. Иногда бывает так, что аудиторы отказываются проводить дальнейший аудит, если в компании не выстроены или не работают должным образом важные бизнес-процессы либо они слишком сложны, или существуют только на бумаге.

На основе полученной информации аудитор проводит аналитические процедуры на основе показателей динамики и структуры баланса и отчета о прибылях и убытках.

На этом этапе важно установить с аудиторов постоянную коммуникацию и обеспечить всеми необходимыми данными. Лучше назначить ответственную группу в компании, которая будет отвечать за все коммуникации с аудиторами и обеспечение их полным пакетом информации и документации.

Аудит финансовой отчетности

Затем проводятся непосредственные аудиторские процедуры в отношении финансовой отчетности: проводятся интервью с сотрудниками, запрашиваются первичные документы, проверяется правильность их отражения в учете, изучаются договоры, графики, бюджеты и т. д.

Одной из процедур аудита основных средств и незавершенного строительства является визуальный обзор объектов на основе выборки. Для аудиторов необходимо организовать экскурсии по производственным объектам, в ходе которых могут обнаружиться объекты, которые давно не используются.

Задолженность контрагентов проверяется путем осуществления запросов. Делается это при помощи писем контрагентам с просьбой составить акт сверки. Письма рассылаются аудиторами, и им же напрямую приходят ответы. Ответы контрагентов являются надежным аудиторским доказательством, и в случае расхождений с данными бухгалтерского учета следует разбираться в их причинах и при необходимости представлять дополнительные документы.

При проведении ежегодной инвентаризации материально-производственных запасов необходимо в обязательном порядке приглашать аудиторов для участия. Они оценивают организацию самого процесса инвентаризации, а также самостоятельно проверяют наличие запасов по выборке. По наиболее дорогим номенклатурным позициям проводят тестирование чистой стоимости реализации для нахождения расхождений между рыночной стоимостью и балансовой. В качестве источника информации используются Интернет, прайс-листы либо прямые запросы поставщикам с просьбой сообщить стоимость конкретных позиций.

По итогам проверки проверяющая фирма представляет аудиторское заключение, которое должно подтверждать или содержать аргументы в пользу отказа от подтверждения достоверности.

Также аудиторы готовят письменные рекомендации руководству компании, в которых излагают все свои замечания и дают предложения по устранению недостатков в учете.