Шить или не шить? Обзор украинского швейного рынка

15.11.2017, 11:11

Отечественный потребитель, который почти всегда был ориентирован на импорт, в последнее время все больше проявляет интерес к продукции Украинского швейного рынка. Национальных брендов одежды становится больше, как и покупателей, предпочитающих украинское. Как сегодня чувствует себя этот рынок и какие прогнозы у экспертов относительно его развития? Об этом – в нашем сегодняшнем обзоре.

Наконец-то тает лед

Швейная индустрия в Украине в последние несколько лет переживала не самые лучшие времена. Объемы производства с каждым годом уменьшались, а большая доля произведенного товара уходила на экспорт. Однако последние два года стали переломными и дали украинским швейникам надежду. Тренд «Made in Ukraine», который последнее время наблюдается во многих отраслях, занял прочную позицию и в легкой промышленности, особенно в швейной индустрии.

Так, по данным Государственной службы статистики Украины, за период с января по сентябрь 2017 года доля товаров, произведенных швейными фабриками и проданных на внутреннем рынки, увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В целом, как фиксирует Государственная служба статистики Украины, рынок последние два года демонстрирует положительную динамику. Производственные объемы растут. Что не может не радовать.

Основными драйверами стимулирующими развитие рынка производства одежды в Украине эксперты отмечают следующие:

  • государственные закупки. Активными клиентами украинских швейных фабрик в последние пару лет стали силовики, заказывающие спецодежду и обмундирование для военных. За счет этого швейникам удалось поднять объемы производства примерно на 3%;
  • повышение цен на импортные товары в связи с падением гривны относительно евро и доллара;
  • рост патриотических настроений украинцев.

 

Кто есть кто на рынке

Если говорить о структуре швейного рынка, то по данным «Укрлегпрома», состоянием на 2015 год в Украине насчитывалось около 1,9 тыс. швейных фабрик. Большая часть специализируется на производстве одежды (около 66%).

ТОР-5 областей-лидеров по количеству предприятий швейной отрасли, по данным Государственной службы статистики Украины, выглядит так:

Турция и Китай – главные конкуренты

По-прежнему главными конкурентами отечественному производителю на внутреннем рынки составляет Китай и Турция. Причем с турецкими товарами отечественные швейники конкурируют в основном в среднем и среднем+ ценовых сегментах. С Китаем конкуренция происходит, как правило, в самом дешевом сегменте. По оценкам экспертов, доля китайской продукции на рынке швейки составляет от 30 до 50%. Точные цифры назвать сложно, так как большая доля находится в тени.

Сырьевой вопрос

Если говорить о главных барьерах, тормозящих швейную индустрию и большинство направлений легкой промышленности, то это отсутствие собственной сырьевой базы. Почти все швейники в Украине работают по схеме давальческого сырья и производят у нас в стране одежду для импортных брендов.

Почти все сырье (ткани, фурнитуру, оборудование) приходится закупать у импортеров. А это в несколько раз удорожает производство. Особенно остро обстоят дела с тканями (около 80% себестоимости товара). Однако в последнее время эксперты отмечают оживление в ткацкой промышленности, которая тоже понемногу начинает наращивать производственные мощности. Это в свою очередь должно положительно сказаться на развитии швейной индустрии в Украине.

А вот негативное влияние оказывает ввоз в Украину в качестве гуманитарной помощи товаров секонд-хенд. Уход таким образом от налогов привел и без того непрозрачный швейный рынок к еще большей «тенизации». И хотя на законодательном уровне контроль ввоза ужесточили, пока ситуация кардинально не изменилась.

Основные тренды

И в заключении обзора хотим отметить несколько трендов развития рынка производства одежды в Украине, на которые чаще всего указывают аналитики.

  • Выход в Европу. Много говорят эксперты о завоевании украинскими швейниками европейских рынков. Производители уже стараются приспосабливаться к западным требованиям к качеству товара, проходят обязательную сертификацию и пытаются наращивать объемы экспортируемой продукции.
  • Быстро растут онлайн-продажи. Производители и ритейлеры активно осваивают виртуальные каналы продаж. С распространением 3G и ростом популярности мобильных приложений это будет один из самых перспективных каналов сбыта.
  • Растет популярность товаров украинского производства. Девиз «покупай украинское» поддерживает все больше потребителей.
  • Завоевывают популярность мультибрендовые маркеты, где под одной крышей свою продукцию представляют разные национальные производители.
  •  

    Хотите регулярно получать новые материалы сайта на электронную почту? Подпишитесь на нашу рассылку