Вмешательство в частное общение. В чем необходимость?

29.11.2012, 17:11

20 ноября 2012 года вступил в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс Украины (далее по тексту – УПК Украины), который предусматривает новые подходы к уголовному производству в целом, а также вносит существенные изменения в отдельные стадии уголовного процесса.

В рамках настоящей статьи рассмотрим и проанализируем негласные следственные (розыскные) действия, предусмотренные новым УПК Украины. Точнее одну из их составных – вмешательство в частное общение при осуществлении негласных следственных действий при досудебном расследовании преступлений.

Поскольку вмешательство в частное общение является подвидом негласных следственных (розыскных) действий, остановимся сразу на анализе общих положений негласных следственных (розыскных) действий, закрепленных положениями УПК Украины.

Негласные следственные (розыскные) действия в соответствии со статьей 246 УПК Украины – это разновидность следственных (розыскных) действий, сведения о факте проведения и методы которого не подлежат разглашению, за исключением случаев прямо предусмотренных УПК Украины. Негласные следственные действия проводятся в случаях, если сведения о преступлении и лице его совершившем невозможно получить другим способом.

Решение о проведении негласных следственных (розыскных) действий принимается следователем, прокурором или, в случаях предусмотренных УПК Украины, следственным судьей за согласованным с прокурором ходатайством следователя или прокурора.

Проводить негласные следственные (розыскные) действия может следователь, который осуществляет досудебное расследование преступления, или по его поручению уполномоченные оперативные подразделения органов внутренних дел, органов безопасности, органов, которые осуществляют контроль над соблюдением налогового законодательства, органов Государственной пенитенциарной службы Украины, органов Государственной пограничной службы Украины, органов Государственной таможенной службы Украины. Следует отметить, что приведенный список уполномоченных оперативных подразделений не является исчерпывающим и по решению следователя или прокурора к проведению негласных следственных (розыскных) действий могут быть привлечены также и другие лица (органы или их подразделения).

Также стоит отметить что, несмотря на то, что негласные следственные действия осуществляются без ведома лица, в отношении которого они проводятся, положения УПК Украины содержат норму, по которой данное лицо должно быть проинформировано (уведомлено) о проведении таких действий. Так, статья 253 УПК Украины предусматривает, что лицо, конституционные права которого были временно ограничены в связи с проведением негласных следственных (розыскных) действий, а также подозреваемый и его защитник должны быть письменно уведомлены прокурором или по его поручению следователем о таком ограничении, факте и результатах проведения данных действий.

Определение конкретного момента направления такого уведомления определяется с учетом наличия или отсутствия определенных факторов (перечень которых предусмотрен частью 2 статьи 253 УПК Украины) и должно быть проведено в течение 12 месяцев со дня окончания проведения таких действий, но не позже момента обращения в суд с обвинительным актом.

Следует также отметить, что положениями нового УПК Украины, изменен порядок оформления результатов неотложных следственных (розыскных) действий:

  • фиксация таких действий является обязательной;
  • по результатам проведения негласного следственного действия составляется протокол, к которому в случае необходимости приобщаются дополнения;
  • протоколы и дополнения о результатах проведения негласных следственных действий, должны быть переданы прокурору не позже чем через двадцать четыре часа с момента прекращения данных действий.

Важным моментом в оформлении результатов проведения негласных следственных действий, закрепленных положениями нового УПК Украины, является то, что протоколы и приложения к ним (аудио- или видеозаписи, фотоснимки; вещи, документы или их копии изъятые во время проведения негласных следственных действий) могут использоваться во время досудебного расследования на тех же основаниях и с тем же процессуальным статусом, что и результаты, полученные при проведении других следственных (розыскных) действий. Выравнивание процессуальных статусов результатов негласных следственных действий с результатами других следственных действий при использовании их как средство доказывания в досудебном расследовании, является положительным моментом, поскольку исключается необходимость проведения так называемой «легализации», т.е. дополнительного проведения экспертиз, связанных с подтверждением доказательной силы собранных следователем материалов в рамках определенного уголовного производства.

Что же является вмешательством в частное общение?

Частью 3 статьи 258 УПК Украины предусмотрено, что общением является передача информации в любой форме от одного лица к другой непосредственно или с помощью средств связи любого типа. Общение является частным, если информация передается и хранится при таких физических или юридических условиях, при которых участники общения могут рассчитывать на защиту информации от вмешательства других лиц.

Вмешательством в частное общение является доступ к содержанию общения при условии, что участники общения имеют достаточные основания считать данное общение частным.

Разновидностями вмешательства в частное общение являются:

  • аудио-, видеоконтроль лица;
  • арест, обзор и выемка корреспонденции;
  • снятие информации с транспортных телекоммуникационных сетей;
  • снятие информации с электронных информационных систем.

Однако в проведении вмешательства в частное общение есть целый ряд важных моментов, на которые сразу хотелось бы обратить внимание, а именно:

  • применение вышеназванных разновидностей вмешательства в частное общение (аудио-, видеоконтроль лица; арест, обзор и выемка корреспонденции; снятие информации с транспортных телекоммуникационных сетей; снятие информации с электронных информационных систем) возможно исключительно в уголовных производствах относительно тяжелых или особенно тяжелых преступлений;
  • вмешательство в частное общение, может быть проведено только на основании определения следственного судьи.

При этом особое внимание следует обратить на то, что положениями УПК Украины определено особое внимание к следственному судье, к компетенции которого относится вынесение определения о проведении негласных следственных действий, в том числе и определение о вмешательстве в частное общение. Так статьей 247 УПК Украины установлено, что следственным судьей при рассмотрении ходатайств о применении негласных следственных (розыскных действий) может быть председатель или по его определению другой судья Апелляционного суда Автономной Республики Крым, апелляционного суда области, городов Киева и Севастополя, в пределах территориальной юрисдикции которого находится орган досудебного расследования. Таким образом, рассмотрение ходатайств о применении негласных следственных (розыскных действий) отнесено законодателем к особым случаям и является исключением из общих положений о назначении следственных судей.

Порядок получения определения следственного судьи о разрешении на вмешательство в частное общение

Прокурор или следователь по согласованию с прокурором обязан обратиться к следственному судье с ходатайством о разрешении на вмешательство в частное общение, если любое следственное (розыскное) действие будет включать такое вмешательство.

В ходатайстве отмечаются:

  • наименование и регистрационный номер криминального производства;
  • краткое изложение обстоятельств преступления, в связи с расследованием которого подается ходатайство;
  • правовая квалификация преступления с указанием статьи (части статьи) Уголовного кодекса Украины;
  • сведения о лице, месте или вещи, относительно которых необходимо провести негласное следственное действие;
  • обстоятельства, которые дают основания подозревать лицо в совершении преступления;
  • вид негласного следственного действия и обоснования срока ее проведения;
  • обоснование невозможности получения сведений о преступлении и лице, которое его совершило, в другой способ;
  • сведения в зависимости от вида негласного следственного действия об идентификационных признаках, которые позволят уникальное идентифицировать абонента наблюдения, телекоммуникационную сеть, конечное оборудование и тому подобное;
  • обоснование возможности получения во время проведения негласного следственного действия доказательств, которые самостоятельно или в совокупности с другими доказательствами могут иметь существенное значение для выяснения обстоятельств преступления или установления лиц, которые его совершили.

К ходатайству следователя, прокурор прилагает выдержку из Единственного реестра досудебных расследований относительно уголовного производства, в рамках которого подается ходатайство.

Ходатайство о предоставлении разрешения на проведение негласного следственного действия (в частности разрешение на вмешательство в частное общение) должно быть рассмотрено следственным судьей (при участии лица, которое его подало) в течение шести часов с момента его получения.

Следственный судья выносит определение о разрешении на проведение негласного следственного (розыскного) действия, если прокурор или следователь докажут наличие достаточных оснований считать, что:

  • совершенное преступление соответствующей тяжести;
  • во время проведения негласного следственного (розыскного) действия могут быть получены доказательства, которые самостоятельно или в совокупности с другими доказательствами могут иметь существенное значение для выяснения обстоятельств преступления или установления лиц, которые совершили преступление.

При этом статьей 249 УПК Украины установлен срок действия определения следственного судьи о разрешении на проведение негласного следственного (розыскного) действия, который не может превышать двух месяцев. Указанный срок по заявлению следователя, прокурора может быть продлен определением следственного судьи, однако на срок, который не превышает максимальные сроки досудебного расследования, предусмотренные статьей 219 УПК Украины, за исключением случаев прямо предусмотренных Кодексом.

Однако положениями УПК Украины предусмотрены случаи, когда проведение негласного следственного действия может происходить без вынесения определения следственного судьи. Эти неотложные случаи связанны в первую очередь со спасением жизни людей и предотвращением совершения тяжелого или особенно тяжелого преступления, предусмотренного разделами I, II, VI, VII (статье 201 и 209), IX, XIII, XIV, XV, XVII Уголовного кодекса Украины. В таком случае негласное следственное действие проводится по решению прокурора или следователя, согласованного с прокурором. После начала такого негласного следственного (розыскного) действия, прокурор обязан безотлагательно обратится с соответствующим ходатайством к следственному судье.

Таким образом, подводя итог настоящей статьи, следует отметить, что применение вмешательства в частное общение при осуществлении негласных следственных (розыскных) действий является важным моментом в уголовном производстве, поскольку позволяет получить ведомости, которые имеют непосредственное значение и являются важными при досудебном расследовании тяжелых или особенно тяжелых преступлений и направлены на выяснение обстоятельств или установление лиц, которые совершили или могут совершить уголовно наказуемое преступление.

Сергей Бубенко,
старший юрист ЮФ «Глобал Адвокат»
Корпорации «Глобал Консалтинг»