С августа начал действовать правительственный мораторий, который запрещает некоторым контролирующим органам до конца 2014 года проводить проверки бизнеса. Ревизии теперь будут проходить исключительно с разрешения Кабинета Министров Украины или по заявке предприятий. Как работает этот запрет на деле и действительно ли бизнесу стало легче?

Операция «Оптимизация»

Мораторий на проверки введен в рамках политико-правовой трансформации основ деятельности органов власти, которая предусматривает оптимизацию этих структур и которая изложена в соответствующем постановлении №442 от 10 сентября 2014 года. По заявлению правительства, обновления, предусмотренные в упомянутом документе, помогут уменьшить коррупционный фактор в стране и давление на бизнес, а также повысят эффективность системы государственного контроля. Какие же изменения запланированы для контролеров? Самое главное – постановление предусматривает сокращение и оптимизацию центральных органов власти. Из 56 структур, имеющих контрольные полномочия, должно остаться только 26. Ограничения коснутся и количества контрольных функций, которые имеют различные исполнительные органы: из 1032 останется 680. Значительно сократиться штат – с 2544 единиц до 1440. Однако некоторые эксперты уже начинают бить тревогу, отмечая, что оптимизация будет только на бумаге, а на самом деле произойдет простое слияние некоторых органов и образование новых. В итоге, появится четыре крупных структуры, которые будут наделены суперполномочиями. Также в августе было принято еще одно постановление КМУ от 13.08.2014р. №408 «Вопросы введения ограничений на проведение проверок государственными инспекциями и другими контролирующими органами». Этот документ запрещает 61 контролирующему органу проверять бизнес до конца 2014 года. «Примечательно, что в перечень органов, которым запрещено осуществлять проверки, не включена Государственная фискальная служба Украины, которая является основным контролирующим органом для предпринимателей», – говорит адвокат АО «Глобал Адвокат» Виталий Крупельницкий. Постановлением предусмотрено проведение проверок только с разрешения Кабинета Министров Украины. Однако, как подчеркивает Виталий Крупельницкий, предоставление разрешения на проведение проверок предприятий, учреждений, организаций, физических лиц-предпринимателей не требуется в случае, когда такие проверки проводятся по решению суда, и по требованию должностных лиц в случаях, предусмотренных Уголовным процессуальным кодексом Украины.

Проверки в цифрах

Федерация работодателей Украины подвела итоги работы контролирующих органов в I половине 2014-го и опубликовала ежегодное исследование «Как контролирующие органы проверяли бизнес в I полугодии 2014-го». Полученные в ходе исследования цифры федерация сравнила с аналогичным периодом минувшего года и представила результаты в виде сравнительных диаграмм. Что же получилось? Итак, общее количество проверок (и плановых, и внеплановых) сократилось на 9,2% – до 643 000. Количество выписанных штрафов стало почти в два раза меньше. Однако санкции стали жестче: общая сумма штрафов выросла на 93% – до 2,3 млрд грн.kol-vo proverokКликните на картинке для увеличенияЧаще всего бизнес проверяли представители Госслужбы по чрезвычайным ситуациям. Количество визитов этого контролера на предприятия достигло 105 тыс. На втором месте санитарно-эпидемиологическая служба (приходили на предприятия 74 тыс. раз). И на третьем месте ветеринарная и фитосанитарная служба (65,7 тыс. раз). Причем МЧС лидирует и по количеству плановых проверок. По количеству внеплановых лидирует Пенсионный фонд Украины. По сумме выписанных штрафов лидером оказалась экологическая инспекция, которая в первом полугодии 2014 года собрала с предприятий чуть более 932 млн. грн. Далее Государственная фискальная служба и Госинспекция по вопросам защиты прав потребителей. Самым частым основанием для проведения проверки в первом полугодии 2014 года было обращение с соответствующим заявлением в контролирующие органы юридических и физических лиц. На втором месте – собственная инициатива проверяющих органов. Как бы там ни было, любой предприниматель опасается визитов контролеров, особенно визитов проверяющих из фискальной службы. Поэтому лучше всего тщательно подготовиться к такому событию. Что же должен знать предприниматель или руководитель, который попал в поле зрения ревизоров?

Знать в лицо. Какие бывают налоговые проверки?

Первое, что нужно запомнить, – это виды налоговых проверок. Их всего три: камеральные, фактические и документальные. Последние также делятся на плановые и внеплановые. Об основных отличиях этих проверок вы можете узнать из нашей инфографики (Кликните на картинке для увеличения).vidy nalogovyh proverok

Подготовка – лучшая защита

Каждое предприятие сталкивается с тем или иным видом налоговой проверки примерно каждые три года. Поэтому лучше, если вы будете готовы к визиту проверяющих. Итак, вот некоторые советы, как подготовиться к проверке:
  • 1. Лучшее, что можно сделать в ходе подготовки, – это провести экспресс-анализ налоговых рисков или налоговый аудит. Это достаточно эффективная профилактика налоговой проверки. Экспресс-анализ поможет быстро оценить состояние бухгалтерского и налогового учета, выявить налоговые риски и неточности, на которые могут обратить внимания контролеры. Для проведения такого анализа зачастую привлекают аудиторскую фирму, которая может дать объективное заключение.
  • 2. Ознакомьтесь с Налоговым кодексом и необходимыми законодательными актами. Если вы понимаете, с каким видом проверки столкнулись, то необходимо ознакомиться со статьями и пунктами Налогового кодекса, которые посвящены порядку и основаниям для проведения таких проверок. Так вы будет понимать полномочия контролеров, знать, чего от них ожидать, и сможете контролировать процесс.
  • 3. Необходимо также провести совещание с бухгалтерской службой и другими сотрудниками, которые будут общаться с проверяющими. Они должны понимать, как себя вести, что говорить, а о чем лучше не упоминать.
  • 4. Помните, что предоставлять всю требуемую информацию и документацию проверяющим вы должны только после письменного запроса от них. И только копии документов. Оригиналы могут быть затребованы только в отдельных случаях и в особом порядке.
  • 5. Ведите все общение с представителями налоговых органов в письменном виде. Так у вас будет официальное подтверждение всех действий контролеров и превышения их полномочий, если таковые будут иметь место.
  • 6. Если же вы не хотите грузить себя и своих подчиненных нюансами подготовки, то в таком случае хороший вариант – заказать сопровождение налоговой проверки в аудиторской или юридической фирме. Специалисты проследят, чтобы документация была в порядке, а проверяющие не превышали свои полномочия. Вы будет чувствовать себя спокойно и уверенно во время налоговой проверки.
  Если же все-таки контролеры выявили нарушения, и проверка закончилась для вас штрафом, с которым вы не согласны, не бойтесь обращаться в суд и отстаивать свои права. Помните, что по статистике, большинство споров с налоговыми органами выигрывают налогоплательщики. [contact-form-7 id=»655″ title=»Форма в шапке»]