Есть ли у вас план, мистер Фикс?

Есть ли у вас план, мистер Фикс?

06.08.2014, 10:08

На Украинском бизнес ресурсе вышла наша статья о важности правильного составления бизнес-плана. Правильно составленный бизнес-план дает ответы на важнейшие вопросы: будет ли идея прибыльной, стоит ли вкладывать деньги в проект, какие ресурсы понадобятся и т.д.

Можно ли начинать бизнес без предварительного плана или без осознания основных целей и задач? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте представить, можно ли совершить восхождение на гору без тщательного изучения этой горы, без планирования маршрута, анализа погодных условий и своих возможностей. Вероятнее всего, это будет сверхтрудной задачей. Поэтому бизнес-планирование так важно для стартапа. Правильно составленный бизнес-план дает ответы на важнейшие вопросы: будет ли идея прибыльной, стоит ли вкладывать деньги в проект, какие ресурсы понадобятся и т.д.

Главный вопрос – «зачем?»

Многие до сих пор относятся к бизнес-плану как к формальному документу, который нужен только для получения инвестиций. Но даже в таком случае к его составлению стоит подходить со всей серьезностью. Однако бизнес-план решает и другие не менее важные задачи:

  • Он помогает осознать и протестировать вашу идею, ее перспективность и прибыльность.
  • Помогает выстроить модель будущего бизнеса.
  • Помогает привлечь нужные финансы для реализации идеи.
  • Помогает осознать цели бизнеса и спланировать шаги по их достижению.
  • Дает возможность осознать необходимый объем ресурсов.
  • Помогает оценить риски и возможные «подводные камни».

 

Идея… И де я нахожусь?

Идея, наверное, основная составляющая любого бизнес-плана. По сути, сам бизнес-план – это и есть отражение идеи и оценка возможностей ее реализации. Сначала у вас созревает идея, а уже потом приходит необходимость разработки бизнес-плана.

Для более понятного и доступного описания идеи используются разные инструменты. Директор по маркетингу аудиторско-консалтинговой Корпорации «Глобал Консалтинг» Татьяна Гречихина рассказывает: «Один из эффективных инструментов для описания и тестирования бизнес-идеи – шаблон бизнес-модели Александра Остервальдера, состоящий из 9 блоков. С помощью этого шаблона можно полностью визуализировать модель своего бизнеса, прописать все процессы, необходимые для его функционирования, и оценить конкурентоспособность модели. Нарисовав свою модель, вы сможете буквально в нескольких предложениях отразить ценность своего бизнеса и источники получения прибыли. Это поможет и во время презентации идеи перед инвестором».

В бизнес-плане для стартапа основной упор должен быть на маркетинговой части, так как именно она помогает понять, будет ли идея успешной. В маркетинговой части проводится анализ рынка, его емкость и тенденции развития, оценивается динамика спроса, изучается конкуренция, разрабатывается позиционирование и конкурентные преимущества. Это все те показатели, от которых будет зависеть получение дохода и дальнейшая прибыль. И пренебрегать ими не стоит.

К сбору информации по этим показателям стоит отнестись серьезно, данные должны быть достоверными и актуальными, так как на их основе будет проводиться прогнозирование продаж. Полезными источниками для поиска такой информации могут быть официальные сайты государственных ведомств и министерств, например, службы статистики, отраслевые сайты, средства массовой информации, аналитика экспертов рынка и других компаний, результаты исследований и т.д. Но собрать нужную информацию – это только первый шаг, основная работа еще предстоит – это анализ и выводы из полученной информации. Подумайте, справитесь ли вы самостоятельно, возможно привлечь специалистов гораздо продуктивнее.

Без расходов – нет доходов

Еще одним ключевым моментом при составлении бизнес-плана выступает понимание объема ресурсов, которые необходимы для реализации вашей бизнес-идеи. Эту информацию необходимо учитывать во время расчетов финансовой части бизнес-плана, так как именно она представляет основные статьи расходов.

Особое внимание стоит уделить трудовым ресурсам и необходимости привлечения специалистов: сотрудники какой квалификации вам понадобятся, каковы будут их обязанности и т.д.?

Операция «Кооперация»

Главное условие для разработки реального бизнес-план – это непосредственное участие и глубокое погружение автора идеи. Об этом часто забывают, когда к написанию бизнес-плана привлекаются специалисты со стороны.

Если вы выступаете только заказчиком, то вы все равно должны работать с консультантами в тесном сотрудничестве. Это должна быть команда, где вы – главный идеолог и вдохновитель, а консультант – ваш помощник и исполнитель.

Всю информацию нужно пропускать через себя, ведь именно вам в дальнейшем придется реализовывать все намеченные шаги, а никто лучше вас не знает ваш бизнес. К слову, даже банки и кредитные организации охотнее идут на финансирование именно тех проектов, где собственник или руководитель принимал непосредственное участие.

«При разработке бизнес-планов нам приходилось сталкиваться с ситуациями, когда заказчик хотел получить готовый план с целями, стратегией, видением, без особого участия и погружения в его подготовку. В таких случаях успешный запуск и реализация плана маловероятны. Так как именно автор, инициатор должен сам осознать свои цели, видение, планы и стратегию», – комментирует Татьяна Гречихина.

P.S. Полезные советы

Какой-то стандартной структуры бизнес-плана не существует. Однако любой бизнес-план всегда содержит такие разделы: резюме, маркетинговый, производственный, организационный, финансовый разделы. Остальное – индивидуально, и зависит от особенностей отдельно взятого проекта.

Существует несколько международных рекомендательных стандартов составления бизнес-планов. К примеру, UNIDO, ЕБРР, BFM Group, TACIS, стандарты разных банков и т.д.. Данные методики, зачастую, используются при разработке бизнес-плана, главная цель которого – получение кредита в банке.

Раздел «Резюме» стоит писать на завершающем этапе работы, так как в нем содержатся ключевые идеи и моменты бизнес-плана, определяющие его содержание. Из резюме можно понять перспективность идеи, размер финансирования и ее окупаемость.
Не стоит забывать о разделе «Оценка рисков». Риски существуют всегда, необходимо описать их, оценить вероятность их наступления и предусмотреть необходимые шаги по их минимизации.

Валентина Щербаченко, PR-менеджер аудиторско-консалтинговой Корпорации «Глобал Консалтинг» для UBR.UA

 

Обращайтесь, будем рады ответить на все ваши вопросы.
 

captcha