В ЮРИСТ и ЗАКОН №31 вышла статья адвоката, партнера АО «Глобал Адвокат» Елены Кравченко об особенностях процедуры контроля и корректировки таможенной стоимости товаров.Процедура контроля правильности определения таможенной стоимости товаров и ее корректировки закреплена в ст.ст. 54, 55 Таможенного кодекса Украины. Контроль правильности определения таможенной стоимости товаров осуществляется органом доходов и сборов во время проведения таможенного контроля и таможенного оформления товаров. Во время осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров орган доходов и сборов обязан:
  • осуществлять контроль заявленной декларантом или уполномоченным им лицом (в дальнейшем – декларантом) таможенной стоимости товаров путем проверки ее числового значения, наличия в предоставленных документах всех сведений, подтверждающих числовые значения составляющих таможенной стоимости товаров или сведений относительно цены, которая была фактически оплачена либо подлежит оплате за данные товары;
  • предоставлять декларанту письменную информацию о причинах невозможности признания заявленной таможенной стоимости;
  • предоставлять декларанту письменную информацию относительно порядка и метода определения таможенной стоимости, которые применялись в случае осуществления корректировки таможенной стоимости товаров, а также оснований для такой корректировки;
  • выпускать в свободный оборот декларируемые товары в случае признания органом доходов и сборов заявленной таможенной стоимости товаров и при условии оплаты таможенных платежей в соответствии с заявленной таможенной стоимостью;
  • выпускать в свободный оборот декларируемые товары в случае согласия декларанта с решением органов доходов и сборов о корректировке таможенной стоимости товаров и при условии оплаты таможенных платежей в соответствии с таможенной стоимостью, определенной органом доходов и сборов;
  • выпускать в свободный оборот декларируемые товары в случае несогласия декларанта с решением органов доходов и сборов о корректировке таможенной стоимости товаров и при условии оплаты таможенных платежей в соответствии с заявленной таможенной стоимостью, а также предоставления соответствующих гарантий в размере, определенном органом доходов и сборов.
  Во время осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров орган доходов и сборов имеет право:
  • удостовериться в достоверности и/или точности любого заявления, документа и/или расчета, предоставленных декларантом с целью определения таможенной стоимости;
  • в предусмотренных Таможенным кодексом Украины случаях письменно запрашивать у декларанта дополнительные документы и сведения, перечень которых установлен ст. 53 Таможенного кодекса Украины, если это необходимо для принятия решения о признании заявленной таможенной стоимости;
  • в предусмотренных Таможенным кодексом случаях осуществлять корректировку заявленной таможенной стоимости товаров;
  • в установленном Таможенным кодексом Украины порядке проводить проверки правильности определения таможенной стоимости товаров после их выпуска;
  • обращаться с запросами о предоставлении сведений, необходимых для подтверждения достоверности заявленной таможенной стоимости товаров, в органы доходов и сборов других стран;
  • применять все формы таможенного контроля, предусмотренные Таможенным кодексом Украины.
  Контроль правильности определения таможенной стоимости товаров осуществляется органом доходов и сборов путем проверки числового значения заявленной таможенной стоимости. Так, контроль правильности определения таможенной стоимости товаров по основному методу (цена договора) относительно товаров, которые ввозятся на территорию Украины в соответствии с таможенным режимом импорта, в случае отсутствия замечаний относительно применения основного метода, осуществляется органом доходов и сборов путем проверки предоставленного декларантом расчета. Следует иметь в виду, что основной метод определения таможенной стоимости товаров, которые ввозятся на таможенную территорию Украины в соответствии с режимом импорта, применяется в случае, если (ч.1 ст. 58 Таможенного кодекса Украины):
  • 1) отсутствуют какие-либо ограничения относительно прав покупателя на использование товаров, за исключением тех, которые устанавливаются законом или вводятся органами государственной власти в Украине и/или ограничивают географический регион, в котором товары могут быть отчуждены повторно и/или не влияют в значительной степени на стоимость товаров;
  • 2) отсутствуют какие-либо условия или замечания относительно продажи и/или цены товаров, которые делают невозможным определения стоимости таких товаров;
  • 3) ни одна часть выручки от дальнейшего отчуждения, распоряжения и/или использования товаров прямо и/или опосредовано не поступит продавцу, если только не будет сделана соответствующая корректировка заявленной таможенной стоимости товаров;
  • 4) покупатель и продавец не являются аффилированными лицами либо если покупатель и продавец являются аффилированными лицами, но это никоим образом не повлияло на цену товаров.
  При осуществлении контроля правильности определения таможенной стоимости товаров по основному методу орган доходов и сборов также проверяет, были ли включены в заявленную таможенную стоимость все ее составляющие (в случае если такие расходы не включены в цену, которая была фактически оплачена и/или подлежит оплате за товар), а именно:
  • 1) расходы покупателя: — комиссионное, брокерское вознаграждение, за исключением комиссионного вознаграждения за закупку, которое является платой покупателя своему агенту за предоставление услуг, связанных с представительством его интересов за границей для закупки товаров; — стоимость ящиков тары (контейнеров) и/или другой упаковки, которая для таможенных целей считается одним целым с товарами; — стоимость упаковки или упаковочных материалов и работ, связанных с упаковкой товаров;
  • 2) надлежащим образом распределенная стоимость указанных ниже товаров и услуг, если такие товары и услуги поставляются покупателем (прямо или опосредовано) бесплатно или по заниженным ценам для использования в связи с производством и/или продажей на экспорт в Украину товаров, если такая стоимость не включена в цену, которая была фактически оплачена и/или подлежит оплате за товары: — сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов, комплектующих и т.д., из которых состоят товары; — инструментов, штампов, шаблонов и т.д., использованных в процессе производства товаров; — материалов, которые были потрачены в процессе производства товаров (топливо, смазочные материалы и т.д.); — инженерных и исследовательско-конструкторских работ, дизайна, художественного оформления, эскизов, чертежей, осуществленных не на территории Украины и непосредственно необходимых для производства товаров;
  • 3) роялти и иные лицензионные платежи, которые касаются товаров и которые покупатель должен прямо или опосредовано оплачивать продавцу (как условие продажи товаров), если такие платежи не включаются в цену, которая была фактически оплачена и/или подлежит оплате за товары;
  • 4) соответственная часть выручки, которая прямо или опосредованно передается продавцу, от любой дальнейшей реализации товаров, их использования и/или распоряжения ими на таможенной территории Украины;
  • 5) расходы на транспортировку товаров до аэропорта, порта и/или иного места ввоза на таможенную территорию Украины;
  • 6) расходы на погрузку/выгрузку и/или обработку товаров, связанные с их транспортировкой до аэропорта, порта и/или иного места ввоза на таможенную территорию Украины;
  • 7) расходы на страхование товаров.
  По итогам осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров орган доходов и сборов либо признает заявленную декларантом таможенную стоимость товаров, либо принимает письменное решение о ее корректировке. Орган доходов и сборов может отказать в таможенном оформлении товаров по заявленной декларантом таможенной стоимости исключительно при наличии обоснованных причин считать, что заявлены неполные и/или недостоверные данные о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно определена таможенная стоимость товаров, если:
  • декларантом был неправильно осуществлен расчет таможенной стоимости;
  • если декларантом, в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Украины, не были предоставлены документы, которые подтверждают таможенную стоимость товаров, или в предоставленных документах отсутствуют все сведения, которые подтверждают числовые значения составных таможенной стоимости товаров, и/или сведения относительно цены, которая была оплачена и/или подлежит оплате за товары;
  • несоответствия выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости товаров требованиям Таможенного кодекса Украины;
  • получения органом доходов и сборов документально подтвержденной информации от органов доходов и сборов иных государств о недостоверности заявленной декларантом таможенной стоимости товаров.
  При этом в случае если во время проведения таможенного контроля орган доходов и сборов не может аргументировано доказать, что декларантом заявлены неполные и/или недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно определена таможенная стоимость товаров, заявленная декларантом таможенная стоимость товаров признается автоматически. Решение о корректировке таможенной стоимости товаров, которые ввозятся на таможенную территорию в таможенном режиме импорта, принимается органом доходов и сборов в письменном виде во время осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, в случае если орган доходов и сборов выявил, что декларант заявил неполные и/или недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно определил таможенную стоимость товаров, как до, так и после выпуска таких товаров в свободный оборот. Решение о корректировке таможенной стоимости товаров заполняется должностным лицом органа доходов и сборов, который осуществляет контроль правильности определения таможенной стоимости товаров в электронном виде, заверяется электронной цифровой подписью и отправляется электронным уведомлением. В случае подачи таможенной декларации на бумажном носителе решение о корректировке таможенной стоимости распечатывается в двух экземплярах, один из которых вручается под расписку или направляется почтой с уведомлением о вручении декларанту, а второй – остается у органа доходов и сборов. Решение органов доходов и сборов о корректировке таможенной стоимости товаров должно содержать:
  • 1) обоснование причин, вследствие которых заявленная декларантом таможенная стоимость товаров не может быть признана;
  • 2) имеющуюся у органа доходов и сборов информацию, вследствие которой возникли сомнения в правильности определения таможенной стоимости товаров, и было принято решение о корректировке заявленной декларантом таможенной стоимости товаров;
  • 3) исчерпывающий перечень требований о подаче дополнительных документов, перечень которых установлен Таможенным кодексом Украины, при условии предоставления которых таможенная стоимость может быть признана органом доходов и сборов;
  • 4) обоснование числового значения таможенной стоимости товаров, скорректированной органом доходов и сборов, и фактов, которые повлияли на такую корректировку;
  • 5) информацию о праве декларанта на выпуск в свободный оборот декларируемых товаров: — в случае согласия декларанта с решением органа доходов и сборов о корректировке таможенной стоимости товаров при условии оплаты таможенных платежей в соответствии с таможенной стоимостью, определенной органом доходов и сборов; — в случае несогласия декларанта с решением органа доходов и сборов о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров при условии оплаты таможенных платежей в соответствии с заявленной таможенной стоимостью товаров и предоставлении соответствующих гарантий в размере, определенном органом доходов и сборов;
  • 6) информацию о праве декларанта обжаловать решение о корректировке таможенной стоимости в органе доходов и сборов высшего уровня и/или в суде.
  •   Форма решения о корректировке таможенной стоимости товаров утверждена Приказом Министерства финансов Украины от 24.05.2012г. №598 «Об утверждении формы решения о корректировке таможенной стоимости товаров, Правил заполнения решения о корректировке таможенной стоимости товаров и Перечня дополнительных составляющих к цене договора». В случае принятия органом доходов и сборов решения о корректировке таможенной стоимости товаров декларант может осуществить такую корректировку в срок не позднее 10 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения, если товары не размещены на складе временного хранения или на складе органа доходов и сборов. Декларант может провести консультации с органом доходов и сборов с целью обоснования выбора метода определения таможенной стоимости товаров, на основании имеющейся в органе доходов и сборов информации. По требованию декларанта консультации могут проводиться в письменном виде. В случае несогласия декларанта с решением органа доходов и сборов о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров орган доходов и сборов на основании обращения декларанта выпускает декларируемые товары в свободный оборот при условии оплаты таможенных платежей в соответствии с таможенной стоимостью этих товаров, определенной декларантом, и обеспечения оплаты разницы между суммой таможенных платежей, насчитанных в соответствии с решением органа доходов и сборов о корректировке таможенной стоимости товаров, и суммой таможенных платежей, насчитанных в соответствии с заявленной декларантом таможенной стоимости товаров. Срок действия соответствующих гарантий не может превышать 90 календарных дней со дня выпуска товаров в свободный оборот. На протяжении 80 календарных дней со дня выпуска товаров в свободный оборот декларант может предоставить дополнительные документы для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров. В случае подачи декларантом дополнительных документов орган доходов и сборов рассматривает такие документы на протяжении 5 рабочих дней со дня их подачи и принимает письменное решение о признании заявленной таможенной стоимости и отмене решения о корректировке таможенной стоимости товаров либо предоставляет обоснованный отказ в признании заявленной таможенной стоимости с учетом дополнительных документов. В случае если в указанный срок орган доходов и сборов не предоставляет декларанту отказ в признании заявленной таможенной стоимости, считается, что декларантом таможенная стоимость товаров определена правильно. Субъекты внешнеэкономической деятельности далеко не всегда пользуются своим правом на обжалование решений органов доходов и сборов о корректировке таможенной стоимости товаров, в частности в судебном порядке. В то же время, следует обратить внимание, что сегодня судебная практика в большинстве случаев идет по пути удовлетворения обоснованных исковых требований субъектов внешнеэкономической деятельности. В соответствии с письмом Министерства доходов и сборов от 07.05.2014г. № 1041/7/99-99-10-03-01-17 за период январь-февраль 2014г. судами удовлетворено 61% исков субъектов внешнеэкономической деятельности по данной категории дел. Основной причиной вынесения судами решений в пользу субъектов внешнеэкономической деятельности является отсутствие допустимых доказательств невозможности применения основного метода (цена договора) определения таможенной стоимости импортируемых товаров. В соответствии с существующей судебной практикой право требовать предоставления дополнительных документов и отказывать в таможенном оформлении товаров по заявленной декларантом таможенной стоимости товаров возникает у органа доходов и сборов в случае наличия обоснованных сомнений в правильности заявленной таможенной стоимости товаров. При этом сомнения являются обоснованными, если в документах присутствуют несоответствия, признаки подделки или документы не содержат всех сведений, подтверждающих числовые значения составных таможенной стоимости товаров, или сведений относительно цены, которая была фактически оплачена либо подлежит оплате за товары. Органы доходов и сборов в своих решениях о корректировке таможенной стоимости товаров обязаны указывать конкретные обстоятельства, которые вызывают обоснованные сомнения, причины невозможности их проверки на основании поданных декларантом документов, а также обосновывать необходимость проверки спорных сведений и указывать документы, предоставление которых может устранить существующие у органа доходов и сборов обоснованные сомнения. Если орган доходов и сборов считает, что предоставленных декларантом документов недостаточно для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров, такой орган должен указать, какие именно составляющие таможенной стоимости товаров не подтверждены, почему на основании предоставленных документов невозможно подтвердить такие составляющие и какие документы необходимы для их подтверждения. Если орган доходов и сборов в решении о корректировке таможенной стоимости товаров не приводит доказательства того, что документы поданные декларантом для таможенного оформления товаров являются недостаточными или такими, что в совокупности вызывают сомнения в достоверности предоставленной информации, требование органом доходов и сборов предоставления дополнительных документов без указания обстоятельств, которые данные документы должны подтвердить, свидетельствуют о противоправности решения о корректировке таможенной стоимости товаров и применения иного, нежели основной метод (цена договора) определения таможенной стоимости товаров. При этом, по мнению судов, несоответствия между заявленной декларантом таможенной стоимостью товаров и таможенной стоимостью идентичных или подобных товаров, таможенное оформление которых было осуществлено ранее, не является несомненным доказательством для подтверждения вывода о недостоверности данных относительно заявленной декларантом таможенной стоимостью товаров. Указание в решение о корректировке таможенной стоимости товаров реквизитов ранее оформленной таможенной декларации с более высоким уровнем таможенной стоимости товаров не может считаться надлежащим подтверждением обоснованности корректировки таможенной стоимости товаров. В случае если решение органа доходов и сборов о корректировке таможенной стоимости товаров не отвечает требованиям действующего законодательства Украины, такое решение целесообразно обжаловать в административном и/или судебном порядке. На сегодняшний день суды в большинстве случаев принимают сторону субъектов внешнеэкономической деятельности и отменяют противоправные решения органов доходов и сборов.Елена Кравченко, адвокат, партнер АО «Глобал Адвокат» (Аудиторско-консалтинговая Корпорация «Глобал Консалтинг»)