У каждой компании есть своя стратегия. Даже если она не существует как отдельный документ, она все равно есть в голове у собственника бизнеса. Другое дело – помогает ли она бизнесу становиться успешней? Сегодня поговорим о том, как разработать действительно рабочую стратегию и как правильные вопросы могут помочь в этом.Стратегия – то, как вы ведете бизнес и достигаете целейСтратегия появилась как наука о войне. Полководцы так называли выбранный ими метод действий в борьбе с противником для достижения победы. Кто-то мог занимать оборонительную позицию, кто-то наступательную, кто-то действовал способом «тише едешь – дальше будешь», кто-то брал свое измором и т.д. У кого стратегия была сильнее или хитрее, тот и побеждал. Позднее это понятие перекочевало и в бизнес. И сегодня сильная бизнес-стратегия позволяет предпринимателю получать желаемый результат и обходить конкурентов. Главное в стратегии – придумать, как наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы, чтобы получить запланированный результат, прийти к желаемому. При этом нужно учитывать многие факторы:
    • свои слабые стороны;
    • предполагаемые ходы конкурентов в ответ на ваши действия;
    • тенденции рынка и отрасли и др.
Но достаточно ли собственнику просто выбрать для себя наиболее оптимальный способ достижения целей? Нужно ли создавать стратегию, как отдельный документ?Когда нужна разработка стратегии развития?Если у вас средняя или большая компания, скорее всего, вам не обойтись без прописанной стратегии. Персонал, от которого зависит успех бизнеса, должен понимать и принимать выбранную стратегию. Этот документ будет помогать в принятии верных решений, так как, по сути, это вектор развития компании. Он подсказывает, как вести себя с сотрудниками, конкурентами, партнерами, как действовать в разных рыночных ситуациях и т.д. Разработка стратегии развития бизнеса – сложная задача. Однако она может стать намного проще, если начать с ответов на 5 важных вопросов.5 стратегически важных вопросов для бизнеса?1. В чем ваша фишка?Занимаясь бизнесом, вы создаете определенную ценность для рынка. Подумайте, что нового вы даете потребителям или клиентам, почему они должны покупать, то, что вы продаете? В чем ваша главная сила, чем вы лучше конкурентов? Простыми словами – в чем ваша фишка? Ответы на эти вопросы помогут вам сформулировать идею вашего бизнеса и понять сильные стороны, а далее – и сформировать миссию. То, ради чего и существует ваша компания. И то, что будет определять ваши дальнейшие цели.2. Чего вы хотите достичь через … лет?Для начала нужно определить горизонт планирования. Это может быть год, три, пять или десять лет. Решать вам. Однако сейчас становится все труднее планировать на длительные периоды и все чаще разрабатываются годовые стратегии. Также не забывайте, что стратегия – это живой документ, который должен адаптироваться под обстоятельства рынка. Ответ на этот вопрос поможет вам определиться с видением и целями. Только не забывайте, что они должны быть конкретными и измеримыми. Только так можно понять, работает ли ваша стратегия.3. Чего нам бояться?Собственно отвечая на этот вопрос, вы проводите всесторонний анализ. Сначала подумайте, что внутри компании может помешать вам достичь целей (понять свои слабые стороны). Почему вы до сих пор их не достигли, что вам мешало? Далее обратите внимание на рынок и конкурентов. Посмотрите, как работают конкуренты, в чем вы можете их превзойти. Постарайтесь детально проанализировать очевидные и возможные угрозы рынка. Быть стратегом – значит мыслить наперед, где-то предугадывать будущее, просчитывать заранее ходы конкурентов и принимать верные решения.4. Чего нам не хватает?Этот вопрос выплывает из предыдущего. Проанализировав угрозы, вы поймете, каких ресурсов вам недостает для достижения намеченных целей. Подумайте, как и где их взять.5. Как проще всего прийти к цели?Теперь пришло время ответить на самый главный вопрос – «как?». Здесь вы выбираете наиболее простой и эффективный способ достижения поставленных целей, учитывая все детали и используя информацию, полученную из ответов на предыдущие вопросы. Так собственно вы и определяете свою стратегию. Далее вы будете детально продумывать свои действия и выбирать наиболее оптимальные инструменты. Это будет ваша тактика.

Идеи и советы

В работе над описанными выше вопросами большим помощником может стать такой управленческий инструмент, как бизнес-модель Александра Остервальдера — Business Model Canvas. Она позволяет легко визуализировать картину бизнеса, протестировать бизнес-идею, представив ее в виде девяти блоков. И в завершении обратим внимание на то, как описать и представить сотрудникам стратегию развития. Время многостраничных талмудов, которые просто пылятся на полке, прошло. Стратегия, как документ, должна работать и помогать компании. Поэтому подумайте о том, как наиболее проще и понятнее оформить стратегию. А также решите, каким образом познакомить с ней весь персонал, чтобы это знакомство было успешным и переросло в крепкую дружбу. Надеемся, мы были вам полезны. Успешного вам старта и верных стратегических решений.