Как предпринимателю-единщику организовать бухгалтерию?

Ведение учета на упрощенной системе. Как предпринимателю организовать бухгалтерию?

11.02.2016, 09:02

Предприниматель в одиночку решает множество организационных и не только вопросов. В том числе он занимается и бухгалтерией. Если вы устали от хаоса, который царит у вас в бухгалтерском учете, эта статья для вас. Мы расскажем про ведение учета на упрощенной системе налогообложения, коснемся основных нюансов и требований законодательства. А также подскажем, как навести порядок в учете.

Бухгалтерская отчетность на упрощенной системе. Что и как?

Украинское налоговое законодательство предусматривает для предпринимателей два способа ведения бухгалтерского учета: на упрощенной системе или на общей. Большая часть предпринимателей, конечно, выбирает первую. Она предполагает небольшое количество налогов и несложные правила ведения бухгалтерской отчетности.

Упрощенка делит предпринимателей на 4 группы. 3 группы могут выбирать для себя физические лица-предприниматели. А 4 группа предназначена только для сельскохозяйственных предприятий (юридических лиц).

Каждая группа имеет свои характеристики и требования, по которым предприниматель выбирает, в какой группе ему быть.
Более подробно о критериях каждой группы читайте в нашей статье «Единый налог в 2016 году».

Кому не быть упрощенцем?

Однако не любой предприниматель может выбрать для себя «упрощенку». Существуют ограничения по виду деятельности и прочее.

Выбирать единый налог не могут предприниматели, которые:

  • являются нерезидентами;
  • занимаются организацией и проведением азартных игр, лотерей, пари;
  • занимаются обменом иностранной валюты;
  • производят, экспортируют, импортируют или продают подакцизные товары;
  • добывают, производят, реализуют драгметаллы и драгоценные камни;
  • добывают, реализуют полезные ископаемые (кроме ископаемых местного значения);
  • занимаются финансовым посредничеством…

 
Это лишь некоторые виды деятельности, которые запрещены на упрощенной системе. Полный перечень приведен в НКУ, п. 291.5.

Как выбрать упрощенную систему налогообложения?

Чтобы выбрать для своей деятельности единый налог (или упрощенную систему), предпринимателю лучше уже во время регистрации ФЛП подать заявление о выборе единого налога (для подачи заявления дается 10 дней с момента регистрации). Если этого не сделать, то налогоплательщик будет автоматически находиться на общей системе, и перейти на упрощенку сможет только со следующего квартала.

Для перехода на единый налог, предпринимателю нужно подать заявление до 15 числа месяца, предшествующего началу квартала. То есть, например, если вы хотите со следующего квартала (с 1 апреля) стать единщиком, то заявление нужно подать до 15 марта.

Ведение бухгалтерского учета на едином. Что нужно знать?

Итак, вы стали упрощенцем, выбрали для себя группу. Теперь вам нужно организовать ведение учета.

Первое, что нужно сделать, – это зарегистрировать в налоговой Книгу учета доходов, в которой вы и будете вести свой учет. Обратите внимание, если вы находитесь на 1-3 группе без НДС, то вам нужно вести только учет доходов, если вы избрали 3 группу и платите НДС, то вести нужно учет доходов и расходов. Соответственно, нужно регистрировать книгу учета доходов и расходов. С 2015 года вести книгу можно в электронном виде. Для этого нужно получить электронные ключи и заключить договор с контролирующим органом.

Теперь поговорим об уплате налогов и сдаче отчетности по ним:

  • Предприниматели 1 и 2 групп платят единый налог каждый месяц до 20 числа. А отчитываются – 1 раз в год (в течение 60 календарных дней после окончания отчетного периода).
  • Предприниматели 3 группы платят единый налог каждый квартал в течение 50 календарных дней после окончания квартала. Отчитываются – каждый квартал в течение 40 календарных дней после завершения отчетного периода.
  • Предприниматели всех групп поквартально до 20 числа уплачивают ЕСВ. Сдавать отчет по ЕСВ нужно 1 раз в год до 10 февраля.

 

Когда предпринимателю нужны бухгалтерские услуги?

У предпринимателя есть несколько вариантов организации бухгалтерского учета:

  1. Вести учет самостоятельно.
  2. Взять бухгалтера в штат.
  3. Заказать бухгалтерские услуги у специалистов.

О плюсах и минусах каждого варианта мы подробно писали в статье «Есть ли предпринимательская жизнь без бухгалтера?». Давайте более подробно остановимся на третьем варианте. Как выбрать фирму, предоставляющую бухгалтерские услуги, на что обратить внимание и т.д.?

Если вы решили отдать вопросы бухгалтерии на аутсорсинг, то главное – не ошибиться с выбором поставщика бухгалтерских услуг.
Основные моменты, которые стоит промониторить, – возраст и репутация фирмы, какие о ней есть отзывы, какие клиенты находятся у нее на обслуживании. Получив ответы на эти вопросы, вы будете иметь представление об уровне квалификации потенциального партнера. Также очень полезным будет знакомство со специалистами. На встрече можно обсудить все нюансы и точно оценить стоимость бухгалтерских услуг.

Все это поможет вам принять правильное решение и выбрать добросовестного подрядчика.

Для удобства мы собрали все нюансы ведения бухгалтерского учета для единщиков в небольшую инфографику.
 
единый налог 2016
 

Хотите регулярно получать новые материалы сайта на электронную почту? Подпишитесь на нашу рассылку