На Юрлиге вышла статья адвоката АО «Глобал Адвокат» Виталия Крупельницкого о коммерческих практиках «ребейт» и «кэшбек» на предмет их согласованности законодательству УкраиныВ поиске интересных идей стимулирования товарного обращения, предпринимательство обращается к коммерческому опыту развитых экономик мира. Среди применяемых заимствований в инструментарии продаж имплементируются практики «ребейт» (rebate) и «кэшбек» (cashback). Рассмотрим общие свойства таких практик на предмет согласования законодательству Украины. Определить уставленные дефиниции указанных способов предпринимательства не усматривается возможным, что обусловлено различными сферами их применения, различными способами реализации в деталях. Тем не менее, под «ребейтом», как правило, понимают скидку со стоимости фактически приобретенного товара, которая предоставляется в форме процента при достижении согласованных объемов закупок, с последующим возвратом покупателю средств, в эквиваленте размера скидки. Ребейт чаще предлагается производителями в пользу дистребютеров за приобретенный товар. В свою очередь, «кэшбек» является бонусной программой, которая предусматривает денежные выплаты или начисления скидок на последующие покупки, в случае приобретения товаров через специальные сервисы или средства расчета (приобретение товара через определенный веб-портал, использование карты банка, обращение в магазин, который входит в состав определенной коммерческой сети и т.д). (I) Ребейт По договору поставки, продавец передает в пользу покупателя в обусловленные сроки товары в партиях, а покупатель принимает товары и осуществляет оплату каждой партии отдельно, в согласованный срок. Далее стороны предусматривают, что в случае достижения обусловленных договором показателей товарооборота, продавец предоставляет скидку на весь поставленный и оплаченный товар путем возврата части его стоимости (в пределах размера скидки) в пользу покупателя. В результате применения указанного ребейта, констатируем изменение фактической стоимости товара. Но, допустима ли такая практика, учитывая нормы ч. 3 ст. 632 Гражданского кодекса Украины (далее по тексту «ГК Украины»), согласно которым: «изменение цены в договоре после его выполнения не допускается»? Анализируя содержание понятия «цена договора», усматриваем правомерным использование ребейтов. Так, цена в договоре устанавливается по договоренности сторон (ч. 1 ст. 632 ГК Украины). Определение критериев и составляющих цены договора является способом реализации свободы договора (ст. 627 ГК Украины). Стоимость товаров формирует цену договора, а критерии изменения стоимости товара через ребейт оговорено сторонами в содержании договора; определено при заключении договора. Поэтому, ребейт является условленным составляющим элементом цены договора и является установленным условием изменения цены. Более того, «изменение цены после заключения договора допускается только в случаях и на условиях, установленных договором или законом» (ч. 2 ст. 632 ГК Украины). Налоговое законодательство позволяет корректировки размера налоговых обязательств, в случае применения ребейтов. В вопросе налога на прибыль предприятий, п. 140.2 ст.140 Налогового кодекса Украины (далее по тексту «НК Украины») предусматривает, что в случае, если после продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется любое изменение суммы компенсации их стоимости, плательщик налога — продавец и плательщик налога — покупатель осуществляют соответствующий перерасчет доходов или расходов (балансовой стоимости основных средств) в отчетном периоде, в котором произошло такое изменение суммы компенсации. Вместе с тем, в вопросе налога на добавленную стоимость п. 192.1. и п. 192.1.1. ст. 192 НК Украины определяют, что если после поставки товаров осуществляется изменение суммы компенсации их стоимости, включая следующий за поставкой пересмотр цен, перерасчет при возврате поставщиком суммы оплаты товаров, суммы налоговых обязательств и налогового кредита поставщика и получателя — подлежат соответствующей корректировке. Если в результате такого перерасчета происходит уменьшение суммы компенсации в пользу плательщика налога-поставщика, то: а) поставщик соответственно уменьшает сумму налоговых обязательств по результатам налогового периода, в течение которого был проведен такой перерасчет, и направляет получателю расчет корректировки налога; б) получатель соответственно уменьшает сумму налогового кредита по результатам такого налогового периода в случае, если он зарегистрирован как плательщик налога на дату проведения корректировки, а также увеличил налоговый кредит в связи с получением таких товаров. Подытоживая, практика использования ребейтов является вполне согласованной с законодательством Украины и допустимой в широком употреблении. (II) Кешбек Применение кэшбек предполагает построение агентских правоотношений и, как правило, реализуется в следующих формах: (1) Компания-оператор образует определенную торговую платформу или торговую сеть, в которой представлены субъекты хозяйствования, осуществляющие торговую деятельность и деятельность по предоставлению услуг потребителям. (2) Потребители осуществляют заказ товаров и услуг по средствам образовавшейся платформы (сети). Стоимость товаров и услуг, представленных через платформу (сеть) Компании-оператора не отличается от идентичных цен, предлагаемых представленными субъектами хозяйствования в собственных точках продаж. (3) При приобретении потребителем товара через платформу (сеть) Компании-оператора, на банковский счет потребителя зачисляются фактические денежные средства, как часть возврата стоимости товара / услуги, или эквивалент средств в форме баллов (бонусов), которые зачисляются на виртуальный счет потребителя в такой платформе (сети), и могут быть использованы для уменьшения стоимости при следующих покупках. (4) При этом Компания-оператор заключает агентский договор с каждым субъектом хозяйствования, который входит в состав торговой платформы (сети). По агентскому договору, компания-оператор (коммерческий агент) предоставляет услуги фактическому субъекту хозяйствования (принципалу) в привлечении потребителей и посредничестве в заключении договоров. В счет таких услуг, компания-оператор получает агентское вознаграждение, часть которого предоставляется потребителю для поощрения покупок в торговой сети (платформе), или потребителю зачисляются баллы (бонусы), эквивалентные деньгам, но которые определяются как скидки. Предпринимательство через агентские правоотношения является уставленной практикой, однако вопрос кэшбека, который главным образом состоит в зачислении средств или их эквивалента в счет потребителя, требует детального ознакомления в части налогового законодательства. По первому варианту, выплата или зачисление в пользу потребителя денежных средств рассматривается как доход физического лица. Так, согласно п. 14.1.56. НК Украины, доходы – общая сумма дохода плательщика налога от всех видов деятельности, полученного (начисленного) в течение отчетного периода в денежной, материальной или нематериальной формах. Доход в форме денежных средств, зачисляемых на счет физического лица, подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц (п. 164.2.20 НК Украины) в порядке Раздел IV НК Украины. Предприятие, зачисляющее денежные средства на счет потребителя, является налоговым агентом и обязано удерживать налог от суммы такого дохода, используя ставку налога в 15% к выплатам, не превышающих десятикратный размер минимальной заработной платы установленной на 1 января налогового года; к сумме превышения применяется ставка в 17% (ст. 167 НК Украины). Но, в случае начисления в пользу потребителя не денежных средств, а эквивалента в форме баллов (единиц), которые дают право на скидку для товаров (услуг), что будут приобретаться в дальнейшем в торговой сети (платформе), объемы таких зачислений не следует рассматривать как доход физического лица, подлежащий налогообложению. Такие начисления не является дополнительным благом, а является правом на скидку цены товаров (услуг) в соответствующей торговой платформе (сети). Согласно п. 14.1.47 ст. 14 НК Украины, дополнительные блага — это средства, материальные или нематериальные ценности, услуги, другие виды дохода, которые выплачиваются (предоставляются) плательщику налога налоговым агентом, если такой доход не является заработной платой и не связан с выполнением обязанностей трудового найма или не является вознаграждением по гражданско-правовым договорам (соглашениям), заключенным с таким налогоплательщиком (кроме случаев, прямо предусмотренных нормами раздела IV НК Украины). Далее, в состав общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода плательщика налога включается доход, полученный как дополнительное благо в виде стоимости безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), определенной по правилам обычной цены, а также суммы скидки обычной цены (стоимости) товаров (работ, услуг), индивидуально предназначенной для такого плательщика налога (п. 164.2.17 ст. 164 НК Украины). Таким образом, сумма скидки включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога только в том случае, если данная скидка носит индивидуальный (персональный) характер. Однако, поскольку получателями скидки в форме баллов (единиц), поступающих на виртуальные счета потребителей, является не определенный круг лиц (любой потребитель имеет возможность приобщиться к сети), то сумма таких баллов (бонусов) не включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход потребителя. Подытоживая приведенное выше, убеждены, что практики «кэшбек» и «ребейт» будут находить широкое применение в предпринимательской среде. Основы и формы их использования не нарушают требований законодательства Украины. Вместе с тем, для исключения налоговых рисков, как при применении «кэшбек», так и при применении «ребейт», необходимо детальное и предметное договорное регулирование правоотношений в сделках между субъектами хозяйствования и в публичных офертах с потребителями. Виталий Крупельницкий, адвокат, АО «Глобал Адвокат» (Корпорация «Глобал Консалтинг») для портала Юрлига