Некоторые предприниматели на упрощенной системе налогообложения могут столкнуться с необходимостью установки регистратора расчетных операций (РРО). Причем с 1 января 2019 законодатели расширили список единщиков, которые обязаны устанавливать РРО. Сегодня более подробно поговорим об этих изменениях, а также о том, кому и как нужно использовать регистратор.

В данной статье мы максимально ответим на вопросы, которые возникают у предпринимателя на стадии принятия решения о необходимости применения кассового аппарата и во время его использования. Чтобы учесть все нюансы, которые возникают в хозяйственной деятельности конкретного предпринимателя, предлагаем Вам обратиться за налоговой консультацией по РРО для ФЛП.

Что такое РРО?

Регистратор расчетных операций (РРО) — это кассовый аппарат, который регистрирует все расчеты с покупателями с использованием наличных, а также платежной карточки. Вся зафиксированная информация автоматически передается на сервер фискальной службы (ГФС).

Кому обязательно нужен кассовый аппарат (РРО) в 2019 году?

На сегодняшний день кассовый аппарат для предпринимателей-единщиков является обязательным для использования при следующих условиях:

РРО для ФЛП 2 и 3 групп обязателен

Годовой оборот превысил 1 млн. грн. (считается общий оборот, включая наличный и безналичный расчет).

Если было такое превышение, то использовать РРО нужно с начала квартала, следующего за кварталом, в котором оборот составил 1 млн. грн.

Обратите внимание! Если оборот составил 1 млн грн, но через некоторое время вы будете работать исключительно по безнал. расчёту, то РРО можно не использовать.

Магазины, интернет-магазины, торговые точки и др., а также сфера услуг и общественного питания (рестораны, бары, салоны красоты, медицинские центры и др.) в форме ФЛП

Обязательно РРО для ФЛП независимо от группы единого налога

Торгующие за наличный расчет сложными бытовыми товарами, подлежащими гарантийному ремонту.

Перечень таких товаров утверждён Постановлением КМУ №231 от 16.03.2017

Интернет-магазины, магазины и торговые точки по продаже техники, электроники, в т.ч. на рынках

Осуществляют реализацию лекарственных средств и изделий медицинского назначения

Аптеки (интернет-аптеки), магазины (интернет-магазины)

Перечень групп сложных бытовых товаров, в целях применения РРО:
  1. Группа 73 «Изделия из черных металлов» (плиты для приготовления пищи, печные решетки, варочные котлы, мангалы, жаровни и т.д.).
  2. Группа 84 «Реакторы ядерные, котлы, машины, оборудование и механические устройства; их части» (котлы центрального отопления, насосы для жидкостей, насосы воздушные или вакуумные, установки для кондиционирования воздуха, холодильное или морозильное оборудование и другое)
  3. Группа 85 «Электрические машины, оборудование и их части; аппаратура для записи и воспроизведения звука, телевизионная аппаратура для записи и воспроизведения изображения и звука, их части и принадлежности» (трансформаторы электрические, пылесосы, бойлеры электрические, плиты и духовки электрические, телефонные аппараты, микрофоны и прочее).
  4. Группа 87 «Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и оборудование» (тракторы, мотоциклы, гироборды, квадрокоптеры и прочее).
  5. Группа 90 «Приборы и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные; медицинские или хирургические; их части и принадлежности » (линзы, объективы, очки, камеры и прочее).
  6. Группа 91 «Часы всех видов и их части».
  7. Группа 92 «Музыкальные инструменты; их части и принадлежности».
  8. Группа 95 «Игрушки, игры и спортивный инвентарь; их части и принадлежности».

Кому можно не использовать РРО в 2019 г.:

Детальнее
  • если расчеты осуществляются в безналичной форме путем перечисления средств с текущего счета на текущий счет;
  • в случае внесения средств в банк для последующего их перечисления на текущие счета (без использования банковских платежных карт);
  • если оплата за товар осуществляется покупателем через ПТКС (терминал самообслуживания), который принадлежит банку и находится в помещении банка;
  • при продаже продукции собственного производства (кроме предприятий торговли и общественного питания) — при условии, что продажа производится через кассу предприятия (организации, учреждения) с оформлением кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке;
  • при продаже проездных билетов с заранее напечатанной стоимостью и серией;
  • при продаже товаров (кроме подакцизных и технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения), предоставлении услуг лицами, получившими льготный торговый патент для продажи товаров (предоставления услуг);
  • при продаже воды, молока, кваса, масла и живой рыбы из автоцистерн, цистерн, бочек и бидонов; блюд и безалкогольных напитков в столовых и буфетах общеобразовательных учебных заведений и профессионально-технических учебных заведений во время учебного процесса;
  • в других случаях в соответствии с Постановлением КМУ № 1336 (с поправками от 18.12.2017) и ст.9 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций»

Регистрация РРО

С 19.04.2019 г. (с даты вступления в силу приказа Минфина № 64 от 13.02.2019 г.) регистрация РРО осуществляется по упрощенной процедуре в такой последовательности:
Детальнее
  1. производитель РРО включает ЦСО в реестр ЦСО (Центр сервисного обслуживания);
  2. производитель РРО включая экземпляр РРО в реестр экземпляров РРО;
  3. до начала регистрации РРО его владелец (предприниматель) должен направить (подать) в контролирующий орган уведомление об объектах налогообложения или объектах, связанных с налогообложением или через которые осуществляется деятельность, в котором предоставить информацию о хозяйственной единице, где будет применяться РРО (20-ОПП);
  4. ЦСО направляет электронное сообщение о заключенном договоре с владельцем РРО в контролирующий орган по месту регистрации РРО;
  5. субъект хозяйствования-владелец РРО подает заявление о регистрации РРО по форме № 1-РРО;
  6. ГФС направляет в ЦСО справку о резервировании фискального номера по форме № 2-РРО (действительна три дня);
  7. ЦСО вводит РРО в эксплуатацию и направляет в контролирующий орган, где проводится регистрация РРО, акт ввода в эксплуатацию и справку об опломбировании РРО по форме № 1-ЦСО;
  8. ГФС выдает регистрационное удостоверение по форме № 3-РРО.

Все эти процедуры осуществляются в электронной форме. По желанию, ФЛП может получить регистрационное удостоверение в бумажной форме.

После этого кассовый аппарат для ФЛП готов к использованию.

Штрафы за нарушение требований к использованию РРО

Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» предусмотрено такие штрафные санкции:
Детальнее
  • за проведение расчетных операций на неполную сумму стоимости проданных товаров (предоставленных услуг); непроведение расчетных операций через РРО (неиспользование РРО); нераспечатка соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции:

— совершённое впервые — 1 гривна;

— за каждое следующее совершённое нарушение — 100 процентов стоимости товаров (услуг), проданных с нарушениями;

  • если контрольная лента не напечатана или не создана в электронной форме на РРО или обнаружено искажение данных о проведенных расчетных операциях, — десять необлагаемых минимумов доходов граждан (170 грн.);
  • при проведении расчетных операций через РРО без использования режима предварительного программирования наименования, цен товаров (услуг) и учета их количества — пять необлагаемых минимумов доходов граждан (85 грн.);
  • в случае применения РРО, в конструкцию или программное обеспечение которого внесены изменения, не предусмотренные конструкторско-технологической и программной документацией производителя — сто необлагаемых минимумов доходов граждан (1700 грн.);
  • в случае непредставления в органы доходов и сборов отчетности, связанной с применением РРО, и копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков с РРО, — десять необлагаемых минимумов доходов граждан (170 грн.)

Кроме того, в ст.1551 Кодекса об административных нарушениях предусмотрены следующие максимальные штрафы за нарушение порядка проведения расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг:

  • от пяти до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан (85-170 грн.) — впервые;
  • от десяти до двадцати необлагаемых минимумов доходов граждан (170-340 грн.) — повторно в течение года.