Экономический или политический кризис – период малоприятный абсолютно для всего населения. А для представителей бизнеса особенно. Однако не стоит думать, что кризис – это сплошные проблемы и убытки. Ведь не зря в китайском языке слово «кризис» – это два иероглифа, которые обозначают «опасное время» и «время возможностей». Так какие же новые возможности могут открываться в этот период для бизнеса и как правильно ими воспользоваться?Чем хорош кризис для старта?
Итак, почему же кризисное время может стать хорошей отправной точкой для начала нового бизнеса? Какие скрытые или явные возможности несет период спада и перемен?
- Снижение конкуренции
Как правило, в такое время на рынках снижается конкуренция, так как многие компании закрываются, сокращают штат, снижают затраты на маркетинговые активности. Можно использовать это время, чтобы выйти со своим предложением на рынок.
- Меньше затрат на открытие
Открытие бизнеса в период кризиса может оказаться гораздо менее затратным, чем в стабильные времена, потому что из-за снижения спроса могут дешеветь арендные ставки офисной недвижимости, появляться более выгодные условия по покупке офисной техники и мебели. Поставщики в таких условиях более сговорчивы, они проводят акции и идут на уступки. В итоге можно сэкономить на многих пунктах, сопутствующих открытию бизнеса (услуги регистрации, разработки сайта и фирменного стиля, аренда офиса, закупка материалов и т.д.).
- Лучшие специалисты – на выгодных условиях
И, наверное, один из самых важных моментов – в период кризиса достаточно частая ситуация, когда компании урезают свои штаты и сокращают специалистов. Появляется очень много достойных профессионалов среди соискателей, которых можно заполучить в штат на выгодных условиях, что в период стабильности было бы сделать гораздо сложнее.
К примеру, по данным порталов по поиску работы, в среднем соискатели за 1-й квартал 2014 года просмотрели вакансий на 40% больше, чем за этот же период минувшего года. А база резюме за год выросла примерно на 30%.
«В сложившейся обстановке уровень квалификации соискателей находится на достаточно высоком уровне, так как часть специалистов попали под волну увольнений и даже некоторые высококвалифицированные специалисты остались без работы. Для компаний, которые продолжают или начинают поиск персонала, сейчас самое подходящее время получить качественного сотрудника за меньшие, чем в прошлом, деньги. Вакансий немного, а количество соискателей увеличилось, и часть из них готова соглашаться практически на любые предложения и условия работы. Возникает, конечно же, вопрос, как удержать такого сотрудника, когда рынок труда и бизнес стабилизируются. Но это уже отдельная тема», – комментирует HR-менеджер аудиторско-консалтинговой Корпорации «Глобал Консалтинг» Елена Демьяненко.
- Новые ниши на рынке
Еще один фактор, который постоянно нужно держать в центре внимания, – изменение спроса и потребительских настроений. Очень часто в таких условиях могут возникать новые рыночные ниши, новый неудовлетворенный спрос. Главное – увидеть эти тенденции, понять, что нужно рынку.
«В такой ситуации важно быть наблюдательным и чувствовать настроение и потребности рынка, чтобы ответить на них соответствующим предложением. Это, наверное, одно из самых важных условий успешного старта в период кризиса. Фокус должен сместиться на взаимоотношения с клиентами или потребителями. Конкурировать за счет более низких цен – не самый успешный в долгосрочной перспективе сценарий в кризисное время. Нужно дать клиенту преференции, которые не выражаются в денежном эквиваленте. Это могут быть преимущества в сервисе, коммуникациях. Важно быть гибким, подстраиваться под потребности рынка, делать все, чтобы клиенту было легко и удобно с вами работать», – говорит директор по маркетингу аудиторско-консалтинговой Корпорации «Глобал Консалтинг» Татьяна Гречихина.
Именно таким путем шли известные сегодня гуру бизнеса, начинающие свое дело в условиях экономического спада.
Оправданный риск
Есть масса примеров, когда компании, которые решились стартовать во время экономических проблем, превращались в успешные и стабильно развивающиеся проекты.
К примеру, в непростые времена великой депрессии в США у компаний резко падали доходы, сокращались штаты, некоторые не выдерживали давления и просто закрывались. Однако находились смельчаки, которые не боялись начинать бизнес в условиях глобального экономического спада. И очень часто риск оправдывался – такие компании в итоге выигрывали.
Например, история международной компании Ryder Systems началась во времена великой депрессии. Основатель компании Джеймс Райдер, бросив работу в строительной компании, купил небольшой грузовик и занялся доставкой стройматериалов. Вскоре его автопарк вырос до нескольких грузовиков, он предложил рынку альтернативу железнодорожным перевозкам грузов, что в условиях кризиса и оптимизации расходов, стало очень востребованным. Сегодня Ryder Systems владеет капиталом около 2 млрд. долларов.
Еще один пример успешного старта в условиях кризиса – компании Apollo Group, которая во времена нефтяного кризиса 1970 года, открыла первый коммерческий аккредитованный университет в США – Университет Феникса. Основатель университета Джон Сперлинг выиграл на том, что первым заметил тенденцию, когда с началом кризиса взрослые люди оставляли рабочие места и возвращались в университеты, чтобы сменить профессию и начать карьеру с нуля.
Что говорить, даже Microsoft и Apple были созданы в периоды кризиса.
И это лишь некоторые примеры успешных стартов на волне кризиса. В условиях спада всегда происходят перемены на рынке, меняются предпочтения, потребительский спрос и т.д. Главное – видеть эти возможности и действовать. А также нужно помнить, что экономика циклична, и за любым спадом всегда следует подъем.
Валентина Щербаченко, PR-менеджер аудиторско-консалтинговой Корпорации «Глобал Консалтинг» для UBR.UAПосмотреть на сайте UBR.UA — ubr.ua/business-practice/ups-and-downs-in-business/biznes-v-krizis-kak-poimat-svou-volnu-290133