Наши клиенты – представители разных отраслей экономики от IT до агропромышленности. В рубрике «Как дела в отрасли?» мы делаем небольшие срезы разных рынков, чтобы узнать, как себя чувствует в данный момент та или иная отрасль, что нового в ней происходит, какие тенденции, барьеры развития и прочее. Сегодня в поле нашего зрения – медовое производство.Откуда мёд?
Главная особенность украинского медового рынка – основные игроки на нем – пчеловоды-любители. Они собирают большую часть продукта, которую продают или на рынках или сбывают через знакомым. Из-за этого значительная доля рынка находится в тени. По примерным экспертным оценкам годовой урожай меда – около 100 тыс. тонн.
В целом в отрасли работает около 400 тыс. пчеловодов. Рынок представлен несколькими категориями игроков: пчеловоды-аматоры занимают около 98% рынка, остальные 2% делят между собой приватные пасеки, коллективные агропредприятия, лесхозы и фермерские хозяйства.
Если говорить о географической структуре рынка, то лидерами отрасли эксперты называют Винницкую, Донецкую, Днепропетровскую, Запорожскую, Житомирскую, Николаевскую, Полтавскую, и Кировоградскую области, которые производят около 70% всего объема меда в год.
А что с объемами?
Главная тенденция медовой отрасли в последние несколько лет – это значительное сужение внутреннего рынка при ощутимом росте экспорта. Объемы производства падают с 2014 года, но игроки продолжают быстро наращивать объемы экспорта.
Если до 2014 года пчеловоды производили около 70 тыс. тонн меда в год, то к настоящему моменту темпы производства снизились примерно на 20%.
Снижается и динамика потребления. Игроки рынка отмечают, что основное потребление идет через стихийную торговлю, а не через магазины и другие официальные каналы. Основная причина снижения объемов потребления – значительный рост цены на медовый продукт, так как она привязана к экспортной стоимости.
Сладкий экспорт
Как уже отмечалось выше, несмотря на общее падение темпов производства меда, Украина продолжает увеличивать показатели продаж сладкого продукта на экспорт. За последние 5 лет экспорт меда из Украины вырос в 4 раза, что обеспечило нашей стране место в ТОП-5 крупнейших мировых поставщиков этого продукта.
С начала 2017 года объемы продаж на экспорт составили 46,2 тыс. тонн. Основные покупатели украинского меда в мире – США, Германия, Польша.
Эксперты отмечают, что на мировом рынке украинский мед пользуется спросом за счет оптимального соотношения цены и качества. Положительно на рост темпов экспорта влияет и увеличение квот на беспошлинную поставку со стороны ЕС.
В целом же украинский мед экспортируется в 35 стран мира. А право экспорта меда имеют 67 украинских фирм.
Украинские пчеловоды, объединяйтесь!
Еще одной немаловажной тенденцией специалисты рынка называют объединение мелких пасечников в совместные фирмы. В основном причина для таких объединений – желание получить большую партию меда. Чем больше партия, тем выше ее стоимость на рынке.
Реестру пчеловодов быть?
Одной из последних новостей отрасли стала информация о создании в Украине единого реестра пчеловодов. Об этом во время встречи договорились представители Государственной службы по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей и Союза пасечников Украины. По мнению участников встречи, это позволит координировать сотрудничество пасечников и сельхозпроизводителей, чтобы избежать гибели пчел во время обработки полей и садов пестицидами. Это также будет способствовать привлечению инвестиции в отрасль, поможет пчеловодам производить безопасную и качественную продукцию.
Также на встрече говорили о создании он-лайн карты пасек Украины для улучшения координации действий и коммуникации отечественных пчеловодов.
Какие прогнозы?
Эксперты и игроки рынка отмечают, что пчеловодство – очень перспективная отрасль в Украине, тем более что на мировом рынке украинский медовый продукт уже завоевал хорошую репутацию.
Однако внутри страны ее огромный потенциал пока мало используется. По оценкам представителей отрасли, украинские производители собирают не более 6-7% от потенциала меда, исходя из площади уже растущих у нас медоносных культур. Профессиональных производителей меда можно пересчитать по пальцам.
То есть, отрасль фактически в начале своего развития. Если инвестировать в ее развитие и популяризацию продукта в стране, объемы производства и реализацию можно увеличить в несколько раз.
[contact-form-7 id=»655″ title=»Форма в шапке»]