Процесс ликвидации предприятия вызывает массу вопросов у собственников. Какие этапы предстоит пройти? Как правильно заполнить и подать документы? Как уволить сотрудников? Законодательные новшества, длительность и сложность процедуры порой очень пугают учредителей. Предлагаем разобраться, настолько ли страшен «черт» и к чему нужно быть готовыми тем, кто планирует закрывать ООО.Наиболее распространенный вариант прекращения деятельности юрлица – это закрытие по решению учредителей. Именно об этом способе и поговорим сегодня. А именно – подробно рассмотрим все основные шаги, которых требует ликвидация ООО.
1. Решение собственников о ликвидации
Решение о добровольном закрытии юрлица принимается на общем собрании учредителей. Положительное решение будет принято, только если за него проголосует большинство учредителей (не менее 50% голосов). Далее назначается ликвидационная комиссия или ликвидатор, если процесс происходит через уполномоченное лицо. Это решение фиксируется в протоколе собрания.
Кто может быть уполномоченным лицом?
Им может быть любой представитель, которому вы доверите закрытие ООО. Например, юрист или юридическая фирма. Такой подход выбирают достаточно часто, так как он помогает сэкономить время и нервы, быть уверенным в актуальности используемых форм документов, правильности их заполнения, а также избавиться от необходимости посещать госорганы.
На этом же этапе оформляется акт приема-передачи всех учредительных и бухгалтерских документов, печатей, штампов и других материальных ценностей.
2. Уведомление госрегистратора о прекращении деятельности
Далее нужно письменно уведомить госорган, проводящий регистрацию, о начале процесса ликвидации. Уведомление передается госрегистратору лично или по почте заказным письмом с описью вложенных документов. Сделать это нужно в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения.
Что подаем госрегистратору?
- Экземпляр оригинала (заверенную копию) решения учредителей;
- Экземпляр оригинала документа, где указан состав ликвидационной комиссии;
- Нотариально заверенная доверенность, если ликвидацию проводит уполномоченное лицо.
3. Внесение в госреестр отметки о начале процедуры ликвидации
Госрегистратор принимает уведомление и, если у него нет претензий к поданным документам, в срок от 2 до 24 часов вносит в Единый госреестр отметку о начале прекращения деятельности юрлица.
4. Начало периода расчета с контрагентами
С момента внесения отметки в госреестр стартует период, когда кредиторы могут направлять юрлицу, которое ликвидируется, свои требования и претензии по задолженностям (этот период не может быть менее 2 месяцев, и не более 6). О начале этого этапа контрагентов нужно уведомить письменно. На рассмотрение каждого требования у ликвидируемого лица есть 30 дней с момента получения. За это время необходимо произвести полный расчет по задолженностям с кредиторами и дебиторами.
5. Погашение остальных задолженностей
Кроме расчета с кредиторами, юрлицо должно закрыть банковские счета, провести увольнение всех сотрудников строго по процедуре, предусмотренной законодательством, организовать инвентаризацию, продажу всех активов и т.д.
После нужно составить ликвидационный баланс, актуальный на дату принятия решения. Он утверждается учредителями ООО и подается в фискальную службу.
Если есть задолженности перед госорганами по налогам и сборам, то в это время также проводится и расчет с госорганами.
6. Проведение проверки при ликвидации ООО
Практически вся процедура уже пройдена. Остается, наверное, один из самых сложных и длительных этапов. Это проверки налоговой, а также всех остальных органов, в которых ООО стояло на учете.
Что требуется от учредителя на этом этапе? В первую очередь, нужно постараться, чтобы проверяющие вовремя получали все запрашиваемые документы.
Результатом всех проверок, если у контролеров не будет никаких претензий, должны стать акты об отсутствии задолженностей.
Обратите внимание, если на предприятии имеются документы, которые по законодательству требуют длительного хранения, их нужно передать в архивное учреждение.7. Подача итоговых документов госрегистратору
Поздравляем! Все основные и самые сложные шаги, которых требует ликвидация ООО, пройдены. Теперь осталось собрать все документы, которые подтверждают прохождение этих этапов, и передать их госрегистратору вместе с заявлением о закрытии предприятия.
Подаем такие документы:
- Заполненная форма заявления о прекращении деятельности ООО;
- Справки из налоговой и пенсионного фонда об отсутствии задолженностей;
- Справка из национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку об отсутствии неотмененных выпусков ценных бумаг;
- Справка из архивного учреждения, которая подтверждает принятие документов на хранение.
Госрегистратор знакомится со всем пакетом документов и если не обнаружит каких-либо причин для отказа в закрытии предприятия, вносит в Единый государственный реестр отметку о том, что деятельность юрлица прекращена. С этого момента предприятие считается полностью ликвидированным.
Мы описали главные шаги закрытия ООО для собственника. Если у вас появятся вопросы или необходимость поручить этот процесс профессионалам в области ликвидации ФЛП и юрлиц, обращайтесь к нашим специалистам. Будем рады помочь.
[contact-form-7 id=»655″ title=»Форма в шапке»]