Отечественный потребитель, который почти всегда был ориентирован на импорт, в последнее время все больше проявляет интерес к продукции Украинского швейного рынка. Национальных брендов одежды становится больше, как и покупателей, предпочитающих украинское. Как сегодня чувствует себя этот рынок и какие прогнозы у экспертов относительно его развития? Об этом – в нашем сегодняшнем обзоре.

Наконец-то тает лед

Швейная индустрия в Украине в последние несколько лет переживала не самые лучшие времена. Объемы производства с каждым годом уменьшались, а большая доля произведенного товара уходила на экспорт. Однако последние два года стали переломными и дали украинским швейникам надежду. Тренд «Made in Ukraine», который последнее время наблюдается во многих отраслях, занял прочную позицию и в легкой промышленности, особенно в швейной индустрии. Так, по данным Государственной службы статистики Украины, за период с января по сентябрь 2017 года доля товаров, произведенных швейными фабриками и проданных на внутреннем рынки, увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.В целом, как фиксирует Государственная служба статистики Украины, рынок последние два года демонстрирует положительную динамику. Производственные объемы растут. Что не может не радовать.Основными драйверами стимулирующими развитие рынка производства одежды в Украине эксперты отмечают следующие:
  • государственные закупки. Активными клиентами украинских швейных фабрик в последние пару лет стали силовики, заказывающие спецодежду и обмундирование для военных. За счет этого швейникам удалось поднять объемы производства примерно на 3%;
  • повышение цен на импортные товары в связи с падением гривны относительно евро и доллара;
  • рост патриотических настроений украинцев.
 

Кто есть кто на рынке

Если говорить о структуре швейного рынка, то по данным «Укрлегпрома», состоянием на 2015 год в Украине насчитывалось около 1,9 тыс. швейных фабрик. Большая часть специализируется на производстве одежды (около 66%). ТОР-5 областей-лидеров по количеству предприятий швейной отрасли, по данным Государственной службы статистики Украины, выглядит так:

Турция и Китай – главные конкуренты

По-прежнему главными конкурентами отечественному производителю на внутреннем рынки составляет Китай и Турция. Причем с турецкими товарами отечественные швейники конкурируют в основном в среднем и среднем+ ценовых сегментах. С Китаем конкуренция происходит, как правило, в самом дешевом сегменте. По оценкам экспертов, доля китайской продукции на рынке швейки составляет от 30 до 50%. Точные цифры назвать сложно, так как большая доля находится в тени.

Сырьевой вопрос

Если говорить о главных барьерах, тормозящих швейную индустрию и большинство направлений легкой промышленности, то это отсутствие собственной сырьевой базы. Почти все швейники в Украине работают по схеме давальческого сырья и производят у нас в стране одежду для импортных брендов. Почти все сырье (ткани, фурнитуру, оборудование) приходится закупать у импортеров. А это в несколько раз удорожает производство. Особенно остро обстоят дела с тканями (около 80% себестоимости товара). Однако в последнее время эксперты отмечают оживление в ткацкой промышленности, которая тоже понемногу начинает наращивать производственные мощности. Это в свою очередь должно положительно сказаться на развитии швейной индустрии в Украине. А вот негативное влияние оказывает ввоз в Украину в качестве гуманитарной помощи товаров секонд-хенд. Уход таким образом от налогов привел и без того непрозрачный швейный рынок к еще большей «тенизации». И хотя на законодательном уровне контроль ввоза ужесточили, пока ситуация кардинально не изменилась.

Основные тренды

И в заключении обзора хотим отметить несколько трендов развития рынка производства одежды в Украине, на которые чаще всего указывают аналитики.
    • Выход в Европу. Много говорят эксперты о завоевании украинскими швейниками европейских рынков. Производители уже стараются приспосабливаться к западным требованиям к качеству товара, проходят обязательную сертификацию и пытаются наращивать объемы экспортируемой продукции.
    • Быстро растут онлайн-продажи. Производители и ритейлеры активно осваивают виртуальные каналы продаж. С распространением 3G и ростом популярности мобильных приложений это будет один из самых перспективных каналов сбыта.
    • Растет популярность товаров украинского производства. Девиз «покупай украинское» поддерживает все больше потребителей.
    • Завоевывают популярность мультибрендовые маркеты, где под одной крышей свою продукцию представляют разные национальные производители.
[contact-form-7 id=»655″ title=»Форма в шапке»]