Как известно, с 1 января 2013 года вступил в силу один из самых «долгожданных» нормативных актов: Закон Украины «Об общественных объединениях» (далее по тексту – Закон). «Долгожданный», потому что реальная необходимость усовершенствования механизма реализации прав граждан на объединения в рамках европейских стандартов развития гражданского общества возникла уже давно.Так, еще 3 апреля 2008 года Европейский суд по правам человека в своем решении в деле «Корецкий и другие против Украины» признал, что Закон Украины «Про объединения граждан» №2460 (в редакции 1992 года) явно ущемляет права граждан на объединения предусмотренное ст. 11 Конвенции о защите прав человека и его основных свобод.
В этой связи своим решением Европейский суд обязал Украину принять необходимые меры для урегулирования данной ситуации путем приведения законодательной базы государства в соответствие с мерками европейских стандартов.
Несмотря на это Украина достаточно долго не могла исполнить свои непосредственные обязательства возложенные решением Европейского суда по правам человека от 3 апреля 2008 года.
Так, Министерство юстиции Украины неоднократно разрабатывало соответственные законопроекты, которые Верховная Рада Украины также неоднократно оставляла без рассмотрения.
Но наконец казалось уже бесперспективный законотворческий процесс был доведен до своего логического завершения.
22 марта 2012 года Верховная Рада Украины приняла новый закон «Об общественных объединениях», в основу которого были заложены основные положения, предусмотренные Рекомендациями Комитета Министров Совета Европы государствам-членам, относительно правового статуса неправительственных организаций в Европе № СМ/Rес (2007)14[1] (принятые Комитетом Министров Европы, 10 октября 2007 года на 1006 – ом заседании заместителей Министров).
Изменения «на лицо»
Итак, ознакомившись с новым Законом Украины «Об общественных объединениях», считаем нужным отметить следующие очевидные позитивные изменения, которые новый Закон внес в деятельность общественных объединений Украины.
I. Учредители общественных объединений
Одним из основных новшеств, внесенных новым Законом, является то, что отныне учредителями общественных организаций, кроме физических лиц могут быть и юридические лица частного права. Теперь последние смогут свободно создавать свои объединения в форме общественных союзов и принимать в них непосредственное участие от своего имени, а не в качестве коллективных членов, как это было раньше.
Для сравнения следует отметить то, что редакция предыдущего Закона Украины «Про объединения граждан» необоснованно лишала юридических лиц права на создание объединений и последние были вынуждены выбирать для этих целей физических лиц, что согласитесь, весьма неудобно и в будущем могло привести к ряду проблем.
II. Регистрация общественных объединений и государственный контроль над их деятельностью
Конечно же, нельзя не отметить те позитивные изменения, которые были внесены новым Законом в процедуру государственной регистрации общественных объединений. Вследствие данных изменений, регистрация объединений стала значительно проще и по своей сути приблизилась к принципу «единого окна».
Теперь органами регистрации стали отделы государственной регистрации. До этого полномочия по проведению государственной регистрации общественных объединений были возложены на министерство юстиции Украины и структурные подразделения министерства.
Согласно новому Закону общий срок регистрации общественного объединения сократился до семи дней с момента подачи необходимого пакета документов государственному регистратору. До вступления в силу данных изменений регистрация могла занять целый месяц, а то и больше. Как показывает практика, затягивание этой процедуры было обусловлено бесконечными походами к регистратору, огромным количество замечаний к учредительным документам со стороны последнего (Министерство юстиции проверяло учредительные документы на соответствие не только законам и Конституции Украины, а также и на соответствие огромному количеству подзаконных нормативных актов самого Министерства), что в конечном итоге просто отбивало желание создавать общественные организации и вести какую-либо деятельность в данной сфере уже после первого отказа в регистрации.
Теперь, когда процедура регистрации общественных объединений значительно упростилась и полномочия государственных органов по контролю над внутренней деятельностью объединений сузились, остается надеяться на то, что создание общественного объединения больше не будет столь утомительным и затяжным процессом.
Также следует отметить то, что первичная
регистрация общественного объединения теперь осуществляется бесплатно. Государственная пошлина взимается лишь за проведение государственной регистрации внесений изменений в устав общественного объединения и выдачу дубликата оригинала свидетельства про регистрацию и/или устава.
Ранее Министерство юстиции осуществляло постоянный контроль над деятельностью общественных организаций путем проведения всевозможных проверок. Поэтому неоспоримым преимуществом принятие нового Закона является то, что теперь его положения не предусматривают право государственных органов осуществлять тотальный контроль над деятельностью общественных организаций, а также их внутренними отношениями.
Также следует отметить то, что общественные объединения, зарегистрированные или легализированные до вступления в силу нового Закона, не подлежат повторной регистрации или легализации. Однако такие объединения обязуются на протяжении пяти лет после вступления нового Закона в силу привести свои уставы в соответствие с его новыми нормами. Данная процедура осуществляется бесплатно.
III. Территориальный статус
Согласно предыдущему Закону Украины «Про объединения граждан» территория деятельности общественной организации напрямую зависела от присвоенного ей статуса (международного, всеукраинского или местного). Редакция нового Закона не содержит классификацию статуса общественных объединений и закрепляет принцип свободного выбора территории их деятельности. Поэтому если уставом общественной организации не предусмотрено иное, она может осуществлять свою деятельность на всей территории Украины.
В свою очередь, в соответствии с заключительными и переходящими положениями Закона, «всеукраинские» и «международные» общественные объединения, зарегистрированные до дня вступления нового Закона в силу, считаются такими общественными организациями, которые подтвердили свой всеукраинский статус.
IV. Права общественных объединений
С принятием нового Закона также существенно расширились права объединений. Теперь общественные объединения могут осуществлять непосредственную хозяйственную деятельность без создания для этих целей, отдельных предприятий и организаций. Единственным условием осуществления такой деятельности является то, что ее цель должна соответствовать законодательству о неприбыльных организациях, а не о предпринимательских обществах (то есть – отсутствие имущественного интереса). Прибыль, полученная от хозяйственной деятельности объединения, должна быть направлена исключительно на достижения цели такого объединения и не может быть распределена между учредителями.
Также, в отличие от предыдущего нормативного акта, новый Закон наделил объединения правом осуществлять свою деятельность не только для защиты прав, свобод и интересов своих членов, а и других лиц, что в полной мере соответствует международным стандартам правого урегулирования статуса общественных объединений.
Таким образом, принятие нового Закона «Об общественных объединениях», безусловно, является «уверенным шагом вперед» в процессе адаптации украинского законодательства к законодательству Европейского Союза.
Более того, данный нормативный акт, можно сказать, объединил представителей разных политических сил государства, так как среди инициаторов законопроекта и тех, кто поддержал данный проект, были и представители парламентского большинства и оппозиции. Стоит заметить что, на сегодняшний день, такая слаженность в работе парламентариев большая редкость.
Однако главным критерием целесообразности и эффективности нового Закона Украины «Об общественных объединениях» является его реализация. На данном этапе Закон переживает, так называемый «переходной период». В связи с этим, считаем, что внесение поправок в данный нормативный акт неизбежны.
Также, будем надеяться, что на этом наши законодатели не остановятся и по мере возможности приблизят национальное законодательство в других сферах жизнедеятельности государства к общепринятым международным стандартам.
Ксения Коваль, юрист АО «Глобал Адвокат»