Дерегуляция бизнеса. Не словом, а делом

Дерегуляция бизнеса. Не словом, а делом

2015 год в Украине законодатели громко именуют годом дерегуляции бизнеса и обещают упростить процедуру государственной регистрации, ликвидации, получения ряда разрешительных документов и прочее. Работают ли упомянутые нововведения на практике? Юрист АО «Глобал Адвокат» Ксения Коваль рассказывает об основных изменениях и их практическом применении.

12 февраля 2015 года Верховной Радой Украины принят Закон Украины №191-VІІІ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения условий ведения бизнеса (дерегуляция)».

Закон преследует сразу несколько целей:

  • упрощение начала и ведения хозяйственной деятельности;
  • сокращение разрешительных и согласительных процедур;
  • уменьшение влияния государственных органов на деятельность субъектов хозяйствования, в частности, путем отмены лицензирования видов хозяйственной деятельности;
  • повышение уровня защиты прав инвесторов;
  • совершенствование механизма финансирования деятельности органов государственной регистрационной службы путем внесения изменений в соответствующие законодательные акты.

 

Благодаря этому, как уверены законодатели, Украина сможет значительно повысить свои позиции в рейтинге Doing Business, который ежегодно составляет Всемирный банк. К слову, в 2014 году наша страна занимала в этом рейтинге 112 место, в 2015 году поднялась на 96-е. Позитивная динамика, конечно, есть. Но ощущает ли бизнес эти упрощения на практике?

Очевидно, чтобы увидеть реальные результаты «упрощения» ведения бизнеса в Украине требуется время, т.к. Закон вносит изменений в целый ряд нормативных актов: Гражданский Кодекс, Земельный кодекс, ЗУ «Об аренде земли», Жилищный Кодекс и др.

Мы же остановимся на изменениях, которые внесены именно в ЗУ «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей». Итак, подробно о некоторых из них.

1. Сокращены сроки проведения регистрационных действий

Теперь первичная регистрация юридического лица осуществляется непосредственно в день поступления полного пакета документов для проведения государственной регистрации юридического лица. Регистрация физических лиц-предпринимателей – не позднее следующего рабочего дня после даты обращения к регистратору.

Сроки для получения информации из ЕГР (выписка, извлечение, справка и т.п.) также сокращены и теперь составляют 24 часа с момента обращения к государственному регистратору с соответствующим запросом.

 

Процедура Сроки государственной регистрации
Регистрация юридического лица В день поступления полного пакета документов
Регистрация физического лица-предпринимателя Не позднее следующего рабочего дня с момента обращения к регистратору
Получение информации из ЕГР (выписка, извлечение, справка и т.п.) 24 часа с момента обращения к государственному регистратору

 

2. Отменена необходимость обнародования уведомлений в специализированном печатном средстве массовой информации

Так, информация о смене местонахождения и наименования, уменьшении уставного капитала, утрате оригинала уставных документов компании будет обнародована на веб-сайте центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственной регистрации юридических лиц и физических лиц.

3. Установлены новые ставки административного сбора за проведения регистрационных действий

– за предоставление выписки и справки из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей в бумажной форме – 0,05 минимальной заработной платы (по состоянию на 01.01.2015 – 60,90 грн.);

– за предоставление извлечения из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей в бумажной форме – 0,02 минимальной заработной платы (по состоянию на 01.01.2015 – 24,36 грн.);

– за предоставление выписки, справки и извлечения из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей в электронной форме – 75% от размера установленной платы за предоставление сведений в бумажном виде (то есть по состоянию на 01.01.2015 за предоставление выписки и справки в электронной форме – 45,68 грн., за предоставление выписки в электронной форме – 18,27 грн.).

 

Вид получаемого документа из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей Новая ставка
Выписка и справка в бумажной форме 0,05 минимальной заработной платы
Извлечение в бумажной форме 0,02 минимальной заработной платы
Выписка, справка и извлечение в электронном виде 75% от размера установленной платы за предоставление сведений в бумажном виде

 

Плата за предоставление сведений взимается в соответствующем размере от минимальной заработной платы в месячном размере, установленной законом на 1 января календарного года, в котором подается запрос о предоставлении соответствующих сведений.

4. Урегулирована процедура обмена информацией между государственным регистратором и другими органами власти (Пенсионный Фонд, Государственная фискальная служба и т.д.).

Ранее порядок обмена информацией не регулировался данным Законом. Теперь вся процедура описана на законодательном уровне. То есть, отражена на бумаге. На практике же ничего в самой процедуре не изменилось.

5. Установлено, что государственная регистрация юридических лиц и физических лиц – предпринимателей может проводиться вне местонахождения юридического лица или места проживания физического лица/физического лица-предпринимателя.

Эта норма работает в случае:

  • вооруженного конфликта;
  • временной оккупации;
  • повсеместных проявлений насилия;
  • массовых нарушений прав человека;
  • чрезвычайных ситуаций природного или технического характера.

 

Подытоживая все вышесказанное, можем отметить, что никаких существенных изменений, кроме изменений ставок административного сбора, в процессе проведения регистрационных действий не произошло. Все указанные нормы, по сути, действовали и до внедрения процесса дерегуляции бизнеса, однако не были закреплены на законодательном уровне.
Таким образом, на данном этапе можно говорить лишь о формальности процесса дерегуляции в данной сфере.

Еще одним шагом правительства в направлении адаптации украинского законодательства к европейским стандартам и повышения позиции Украины в рейтинге Doing business стало существенное сокращение перечня видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию.

Так, с 28 июня 2015 года отменяются следующие лицензии:

1. Лицензия на добычу драгметаллов и драгоценных камней.
2. Лицензия на сбор и обработку отходов и лома драгметаллов.
3. Лицензия на приемку и работу с металлоломом.
4. Лицензия на перевозку радиоактивных материалов.
5. Лицензия на ввоз, вывоз и использования элементов голографической защиты.
6. Лицензия на обеззараживание растений.
7. Лицензия на торговлю племенными ресурсами.
8. Лицензия на торговлю пестицидами и агрохимикатами.
9. Лицензия на проведение землеоценочных работ и земельных торгов.
10. Лицензия на изготовление ценных бумаг.
11. Лицензия на таможенную брокерскую деятельность.
12. Лицензия на невоенные стрельбища и охотничьи стенды.
13. Лицензия на торговлю жидким биотопливом.
14. Лицензия на генетически-инженерную деятельность в замкнутой системе.
15. Лицензия на взятие, хранение и обработку донорской крови.
16. Лицензия на импорт фармакологических ингредиентов.
17. Лицензия на строительство (кроме 4 и 5 уровня сложности).

Мы искренне надеемся, что процесс дерегуляции бизнеса, запланированный украинским правительством, постепенно будет иметь место не только в положениях нормативно-правовых актов, но и на практике. Однако это результат времени и общих усилий как представителей бизнеса, так и представителей власти.

Ксения Коваль,
юрист АО «Глобал Адвокат»
(аудиторско-консалтинговая
Корпорация «Глобал Консалтинг»)

Хотите регулярно получать новые материалы сайта на электронную почту? Подпишитесь на нашу рассылку

Оставить комментарий