Во время зимних праздников, когда каждый стремится порадовать близких приятным подарком, накрыть щедрый стол, многие отрасли оживают. И, наверное, один из самых успешных в это время – рынок детских игрушек. Давайте посмотрим, насколько урожайными были для него новогодние праздники в последние годы.Игры в тени
Последние несколько лет были нелегкими для украинской экономики. От кризиса и снижения объемов производства и продаж страдали почти все отрасли. Несмотря на это рынок детских товаров, и игрушек в частности, был одним из самых стабильных. На детях не экономят. И именно этот факт поддерживает отрасль в активном состоянии и позволяет рынку расти примерно на 2-3% в год. Так, по данным Государственной службы статистики Украины, продажи в сегменте «Игры и игрушки» в последние три года показывали положительную динамику.
Однако это только официальные данные. К сожалению, по разным оценкам примерно до 60% украинской индустрии игрушек находится в тени. Остальная продукция попадает на рынок контрабандным путем. Из-за этого назвать точный объем рынка крайне сложно. Некоторые эксперты определяют объём рынка в 400 млн долл. США.
Кто выходит играть?
Неутешительными остается и цифра, касающаяся доли продукции украинского производства. На сегодняшний день, специалисты оценивают ее в 15%. Остальная продукция – импорт. Причем большая часть импорта (до 60%) – это игрушки из Китая, около 25% занимает продукция из СНГ, 15% – привезенная из Польши и США.
Что касается украинских игроков, то сегодня рынок игрушек представлен в основном мелкими производителями. По разным оценкам их менее ста в Украине. В основном – это физические лица-предприниматели, производящие мягкие и пластмассовые игрушки. Больших фабрик, специализирующихся на производстве игрушек, в стране вообще единицы.
Однако в последние пару лет, когда в Украине усилились патриотические настроения, рынок стал пополняться все новыми отечественными игроками. Что не может не радовать. Поэтому можно сказать, что украинская индустрия игрушек еще мало развита и потенциал у отрасли достаточно большой. Особенно это касается отдельных ниш, например, производства развивающих игрушек, которые пользуются наибольшей популярностью среди украинских покупателей.
Сезон активных игр
В «игрушечной» отрасли прослеживается явная сезонность. Так, рост продаж буквально взлетает перед новогодними праздниками. Еще один высокий сезон – сентябрь, когда родители готовят детей к школе и хотят сделать им подарок к этому событию. Самый большой спад продаж наблюдается в конце весны-начале лета.
Продавать, чтобы играть
По данным Украинской ассоциации поставщиков игрушек, наиболее активный канал продаж игрушек – специализированные магазины, где можно получить чек и гарантии. На втором месте – онлайн-площадки и супермаркеты.
Взрослые игры
Самые активные покупатели игрушек – это мамы (64,5%), которые выбирают продукцию для своих детей. Они же зачастую и принимают решение о покупке, а также о том, какую именно игрушку выбрать. Хотя в последнем вопросе, по данным опроса, проведенного Украинской ассоциацией поставщиков игрушек, очень часто инициатива принадлежит ребенку. Наибольшее значение для покупателей при выборе игрушки имеет ее функционал и польза для ребенка. Информацию о продукции покупатели собирают, как правило, через интернет.
Подытожим
И в завершении несколько основных трендов отрасли:
- доля украинского производства в индустрии игрушек – всего 15%. Большая часть представленной на рынке продукции – контрабанда.
- большинство украинских игроков – мелкие производители игрушек, работающие на локальных рынках;
- украинское производство игрушек малоразвито и имеет большой потенциал, особенно в самой популярной нише – развивающие игрушки;
- как и в большинстве отраслей, в индустрии игрушек по-прежнему растет доля продаж через онлайн-каналы. Интернет также является самым главным источником коммуникации с потребителями;
- в последний год на рынке наблюдается значительный рост цен на продукцию, так как отрасль сильно зависима от импорта и колебаний курса валют.
[contact-form-7 id=»655″ title=»Форма в шапке»]