Кодекс Украины об административных правонарушениях. Изменения-2015, касающиеся автомобилистов

Кодекс Украины об административных правонарушениях. Изменения-2015, касающиеся автомобилистов

В интернет-издании «ЮРИСТ&ЗАКОН» №45 вышла статья юриста АО «Глобал Адвокат» Марины Базык, которая рассказывает о последних изменениях в Кодексе об административных правонарушениях. О том, как эти нововведения коснутся автомобилистов, читайте далее в статье.

08 августа 2015 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» №596-VIII (далее по тексту – «Закон»), которым было введено ряд нововведений, касающихся автомобилистов. Целью принятия данного Закона стало проведение реформ в сфере дорожного движения и, конечно же, повышение безопасности дорожного движения.

Основными новшествами данного Закона являются: изменение системы штрафов и введение системы штрафных баллов; внедрение систем автоматической фотосъемки и/или видеофиксации административных правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и другие новшества, речь о которых пойдет в данной статье. Итак, рассмотрим детальнее эти нововведения.

Изменение системы штрафов. Новшеством нового Закона стало изменение системы штрафов. Теперь штрафы стали фиксированными, что является плюсом из-за прозрачности их начисления. Напомним, что ранее санкции статей КУоАП содержали границы штрафов «от» и «до», сумма же определялась по внутренним убеждениям сотрудника ГАИ либо судьи, сейчас же законодатель оставил лишь минимальную сумму штрафа, которая была предусмотрена ранее за то или иное правонарушение.

Введена система поощрений за своевременную оплату штрафов. Так, согласно ст. 3001 КУоАП, если физическое либо юридическое лицо платит штраф на протяжении трех дней с момента вручения постановления об административном правонарушении, то такое лицо платит только 50% от суммы штрафа, то есть экономит 50%. Стоит отметить, что данная скидка касается лишь правонарушений, зафиксированных в автоматическом режиме.

А вот тех, кто игнорирует штраф, ждет пеня в двойном его размере после истечения 30 дней с момента вынесения постановления (то есть правонарушитель платит уже в тройном размере). Кроме того, увильнуть от штрафа совсем не получится, т.к. по истечению 60 дней с момента вынесения постановления, дело будет передано в исполнительную службу Министерства юстиции Украины.

Примечание. Если штраф взыскивается за правонарушение, зафиксированное сотрудником полиции, то его нужно будет оплатить в течение 15 дней, никакой скидки при этом не предоставляется, если его не оплатить в этот период, то платится штраф в двойном размере, а само дело передается в исполнительную службу.

Введена система баллов. Также новацией данного Закона стало введение системы штрафных баллов. Так, согласно ст. 271 КУоАП, под термином «штрафные баллы» подразумевается взыскание, которое накладывается на граждан за правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированное в автоматическом режиме. Каждому гражданину Украины, который имеет право на вождение транспортного средства, в начале каждого года (либо с момента получения прав) начисляется 150 баллов, срок действия которых заканчивается в конце каждого года.

В случае нарушения правил дорожного движения, зафиксированного в автоматическом режиме, с водителя будет списываться то количество баллов, которое предусмотрено санкцией статьи, исходя из анализа которой, таких баллов хватит на три правонарушения, а дальше все равно придется платить штраф. Законом не предусмотрено обязательство предупреждения о количестве и об их окончании, правонарушитель узнает об этом уже непосредственно после получения постановления об административном правонарушении.

Следует также обратить внимание, что система баллов распространяется не на все правонарушения, а лишь на те, которые предусмотрены ст. 122 КУоАП. Они включают в себя: превышение скорости; нарушение требований дорожных знаков и дорожной разметки; остановки, стоянки; нарушение проезда пешеходных переходов; движение по тротуарам и пешеходным дорожкам; нарушение правил обгона и т.д.

Внедрена система автоматической фотосъемки и/или видеофиксации административных правонарушений. Это нововведение может стать неким своеобразным сюрпризом для владельцев транспортных средств – физических либо юридических лиц, ведь субъектом правонарушений в данном случае станет именно то лицо, на которое было зарегистрировано транспортное средство, а не водитель.
Это означает, что даже если автомобиль был продан за доверенностью либо владелец транспортного средства в момент совершения правонарушения находился дома и тихо-мирно отдыхал, штраф все равно придется платить ему. То же самое касается компаний, которые теперь будут обязаны отдуваться за своих подчиненных-нарушителей.

Если же транспортное средство было зарегистрировано за пределами Украины, то отвечать придется тому, кто его ввез на территорию Украины.

Еще одним минусом фиксации правонарушения является сам процесс его рассмотрения. Итак, после фиксации правонарушения должностное лицо подразделения Министерства внутренних дел Украины устанавливает собственника автомобиля. После чего выносится постановление (причем, оно может выноситься и без участия лица, которое притягивается к административной ответственности) и отправляется собственнику транспортного средства рекомендованной корреспонденцией (в случае если владелец транспортного средства отказался получать почтовое сообщение, то днем вручения считается дата соответствующей отметки почтового отправления). Дела про административное правонарушение рассматриваются по месту их обработки и учета.

Но не все так печально, как кажется на первый взгляд. Во-первых, в случае если право владения и пользования транспортным средством было передано другому лицу по договору найма (аренды), лизинга, проката, то отвечать в данном случае будет тот, кому это право было передано. Во-вторых, опять же автоматической фиксации подлежат только правонарушения, предусмотренные ст. 122 КУоАП, то есть с физического лица могут отсчитать только баллы (в случае, конечно, их наличия). В-третьих, владельцы транспортных средств могут взыскать сумму штрафа с водителя транспортного средства, при условии наличия доказательств вины последнего. В-четвертых, согласно ст. 2794 КУоАП, собственник автомобиля может обратиться в подразделение Министерства внутренних дел с заявлением о получении информации о фиксации правонарушений в автоматическом режиме, указавши в нем мобильный телефон либо электронный адрес. Правда, в Кодексе не сказано, платная ли это будет услуга, а лишь отмечено, что бесплатной является услуга по внесению электронного адреса либо телефона в информационную базу.

Сложнее будет тем, кто продал автомобиль по доверенности, ведь им придется искать правонарушителя, который им управлял в это время, а автомобиль мог быть перепродан несколько раз по такой доверенности.

Еще одним минусом автоматической фиксации является то, что обязательство доказывания невиновности ложится на плечи правонарушителя.

ВЫВОД:
Итак, основными новшествами Закона являются:

  • изменение системы штрафов и введение системы штрафных баллов;
  • внедрение систем автоматической фотосъемки и/или видеофиксации административных правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

 

Можно сказать, что явные плюсы данного закона, – это прозрачность наложения штрафов и скидки в оплате штрафов, но, к сожалению, это единственные плюсы. Минусами же Закона являются обязательство собственников автомобилей нести ответственность за чужие грехи. Баллы, конечно, хорошо, но плохо то, что Законом не предусмотрено предупреждение за их списание.

Марина Базык, юрист АО «Глобал Адвокат»
(Аудиторско-консалтинговая Корпорация «Глобал Консалтинг»)

Посмотреть статью в pdf