Еще Сократ говорил, что хороший советник лучше любого богатства. Поэтому всегда неоспоримой ценностью была информация из уст эксперта, помогающая находить выход из сложной ситуации, принимать эффективные решения, правильно оценивать свое положение и выбирать верный путь для дальнейшего развития. Это и есть суть консалтинга, который становится все более востребованным среди украинского менеджмента.Что есть консалтинг?
Консалтинг – это экспертная помощь по разным вопросам, которая может быть предоставлена в виде рекомендаций, консультаций, мнений, отчетов. Если говорить об управленческом консалтинге, то это, как правило, анализ ситуации и выработка определенного плана действий и нововведений, которые ведут к повышению эффективности деятельности. Особенно это ценно в бизнесе, где самое тяжелое – принимать решения, влияющие на развитие и прибыльность. Поэтому, как правило, за помощью к консалтинговым фирмам обращаются руководители и топ-менеджмент средних и крупных предприятий.
На данный момент у нас в стране наиболее распространен и знаком многим консалтинг в области налогового и бухгалтерского учета, а также
юридический консалтинг. Однако с ростом конкуренции на всех рынках все большую популярность набирает также и управленческий консалтинг.
Верю или не верю?
Насколько сегодня принято в украинской деловой среде обращаться к услугам консалтинговых фирм, и доверяют ли украинские руководители консультантам свои проблемы? По результатам исследования, проведенного Европейским банком реконструкции и развития в 2010 году, только 16% украинских предприятий прибегали к помощи консультантов в решении разнообразных вопросов, а к помощи управленческих консультантов – еще меньше. За последние три года ситуация слегка изменилась в лучшую сторону, добавив популярности консалтингу, но не намного. С чем это связано?
По мнению директора аудиторско-консалтинговой Корпорации «Глобал Консалтинг» Ирины Обыдёнкиной, все дело в невысоком уровне доверия к консультантам со стороны потенциальных клиентов. «Здесь все зависит от человека, принимающего решение об обращении к консультанту, его уровне доверия к конкретному консультанту, а также в важности и глубине самого вопроса. – Говорит Ирина. – Чем глубже вопрос и чем выше риски, тем больше может быть недоверие и опасения. С одной стороны есть «брендовые», так сказать, известные консультанты, к ним доверие потенциальных клиентов намного выше, но и цена услуг этих компаний соответствует. Позволить себе таких консультантов может только крупный бизнес».
В Украине действительно пока только формируется культура обращения к консультантам по управленческим, финансовым, маркетинговым и другим вопросам. В отличие от европейских стран и США, где это явление уже давно прочно вошло в деловую жизнь.
И если в юридических вопросах и
вопросах налогообложения обращение за консультацией специалиста стало нормой, то в остальных вопросах руководители компаний очень часто пытаются обойтись своими силами.
В каких ситуациях необходим консалтинг?
Если вы оказались в ситуации, когда все в компании идет не так, как хотелось бы, и вы не понимаете, в чем причина неудач, если вы хотите расти и развиваться, но не видите путей для этого, то возможно вам стоит задуматься о привлечении к решению ваших проблем внешнего консультанта. Сторонние специалисты могут объективно взглянуть на ситуацию, трезво проанализировать ее и выявить причину неудач. Какие же самые распространенные ситуации обращения к консультантам?
- Если возник вопрос или проблема, для разрешения которой у специалистов компании недостаточно знаний и опыта, тогда помощь эксперта-консультанта может оказаться весьма кстати.
- Когда на возникшую ситуацию нужно посмотреть по-новому, нужны свежие идеи и решения, консультант может стать источником эффективных нововведений.
- Если топ-менеджмент компании не может прийти к единому мнению и найти компромисс, внешний консультант может выступить арбитром и помочь принять оптимальное решение.
Это лишь немногие ситуации, когда помощь специалистов консалтинговых фирм может открыть новые возможности для успешного развития компании.
Как не ошибиться с выбором консультанта?
Как уже упоминалось, многие руководители не доверяют консалтинговым фирмам. Одна из причин – невозможность заранее оценить пользу и эффект от помощи консультанта. Тут все строится на полном доверии. Вы либо полностью полагаетесь на мнение консультанта и внедряете его рекомендации, либо же – нет. Но при малейших сомнениях, специалисты советуют лучше не сотрудничать с консалтинговой фирмой.
«По сути, консультанту нужно войти в доверие, убедить клиента, что их проблема – это его проблема, т.е. показать свое отношение. Если есть недоверие к опыту консультанта, как минимум, необходимо запросить его резюме, посмотреть его образование, достижения, титулы, награды, значимые сертификаты, успешный опыт и рекомендации. Ну и конечно, многое зависит от личного общения и симпатий. Если консультант вам неприятен и не соответствует вашим моральным принципам, не стоит начинать сотрудничество с ним. Консультант решает нетривиальные задачи, и вы должны быть уверены, что он сможет это сделать, если такой уверенности нет, то, скорее всего, эффективной работы не получится. Вы все время будете сомневаться в положительном разрешении проблемы, а это уже 50% неудачи». – Говорит Ирина Обыдëнкина.
Доверяй, но проверяй
Если вы приняли решения сотрудничать с консультантом, то уделите особое внимание контракту, который вы подписываете с ним, а также тщательно подойдите к описанию вашей проблемы и тех результатов, которые вы хотите получить от сотрудничества. Важно также включить в договор соглашение о конфиденциальности, так вы будете застрахованы от разглашения важной информации.
И еще один важный момент – постоянное тесное взаимодействие руководителя и менеджмента компании с консультантом. Все стороны должны быть заинтересованы в достижении результатов и действовать сообща.
Ваши документики!
Конечно же, недоверие клиентов к консультантам не рождается на пустом месте, как говорится, дыма без огня не бывает. На рынке, действительно, встречаются консультанты и консалтинговые фирмы с низкой квалификацией, которые берутся за проекты, решить которые не могут из-за отсутствия достаточного опыта и багажа знаний. Конечно, сотрудничество с такими специалистами оставляет лишь разочарование и негативный опыт. «В первую очередь консультант должен обладать высокими этическими нормами. Консультант не имеет право браться за заказ, если не уверен в его успешном завершении, в том, что его работа принесет пользу». – Комментирует Ирина Обыдëнкина.
Некоторые эксперты считают, что решить проблему недоверия и некачественного обслуживания могла бы сертификация консультантов и консалтинговых фирм. Положительно к такой идее относится и Ирина Обыдëнкина, однако, при определенных условиях. «Я отношусь положительно к сертификации, если ее репутация соответствует достойному уровню, а именно: ее невозможно «купить», она соответствует международным стандартам, а после получения консультантом сертификата осуществляется периодический контроль и обучение. То есть если не применяется формальный подход к требованиям получения сертификата». – Считает Ирина.
Что ж, помощь консультантов может действительно принести неоценимую пользу бизнесу, если правильно подходить к сотрудничеству и выбору специалиста. Ведь недаром консультантов сравнивают с врачами. Результат лечения во многом зависит и от правильной постановки диагноза, и от тщательного выполнения пациентом всех рекомендаций врача, а также от своевременного обращения к нему.
[contact-form-7 id=»655″ title=»Форма в шапке»]