Вышла статья адвоката, партнера АО «Глобал Адвокат» Елены Кравченко на тему «Нормативно-правовое регулирование солнечной энергетики в Украине» в «Юрист и Закон», №16 от 24.04.2014.
Европейские страны занимают лидирующие позиции по динамике развития солнечной энергетики, 70% от всех мощностей расположены в Европе. Украинская солнечная энергетика развивается в полном соответствии с европейскими и общемировыми тенденциями.По состоянию на 31 декабря 2013 года общая установленная мощность солнечных электростанций в Украине составила 746,9 МВт.
Темпы роста солнечной энергетики в Украине. Общая установленная мощность солнечных электростанций по состоянию на: | |||
декабрь 2011 г. | декабрь 2012г. | июль 2013г. | декабрь 2013г. |
187,5 МВт | 317,6 МВт | 494 МВт | 746,9 МВт |
На увеличение темпов роста солнечно-энергетической отрасли в нашей стране, несомненно, положительно влияет действующее законодательство Украины, регулирующее данную отрасль, которое считается одним из наиболее привлекательных в мире.
«Зеленый» тариф
Нормативно-правовое определение «зеленого» тарифа дано в Законе Украины «Об электроэнергетике». Согласно ст.1 данного Закона «зеленый» тариф — это специальный тариф, по которому закупается электрическая энергия, произведенная на объектах электроэнергетики, в том числе на введенных в эксплуатацию очередям строительства электрических станций (пусковых комплексах), из альтернативных источников энергии (кроме доменного и коксового газов, а с использованием гидроэнергии – произведенная только микро-, мини- и малыми гидроэлектростанциями). Оптовый рынок обязан покупать по «зеленому» тарифу у субъектов хозяйствования (которым установлен «зеленый» тариф) всю электрическую энергию, произведенную на объектах электроэнергетики из альтернативных источников энергии (кроме доменного и коксового газов, а с использованием гидроэнергии — произведенную только микро-, мини- и малыми гидроэлектростанциями), независимо от величины установленной мощности или объемов ее отпуска. Такая электрическая энергия может быть также реализована напрямую по договорам с потребителями и/или энергопоставщиками.На сегодняшний день коэффициент «зеленого» тарифа для электроэнергии, произведенной с использованием альтернативных источников энергии, устанавливается в зависимости от даты ввода соответствующего объекта энергетики в эксплуатацию.
«Зеленый» тариф для субъектов хозяйствования, которые производят электрическую энергию из энергии солнечного излучения, устанавливается на уровне розничного тарифа для потребителей второго класса напряжения на январь 2009 года, определенного с применением тарифного коэффициента, применяемого для пикового периода времени (для трехзонной тарифной классификации), умноженного на коэффициент «зеленого» тарифа для электроэнергии, произведенной из энергии солнечного излучения.
Категория объекта солнечной энергетики | Коэффициент «зеленого» тарифа для объектов солнечной энергетики, которые введены в эксплуатацию | ||||
до 31.03.2013г. | с 01.04.2013г. до 31.12.2014г. | с 01.01.2015г. до 31.12.2019г. | с 01.01.2020г. до 31.12.2024г. | с 01.01.2025г. до 31.12.2029г. | |
наземные объекты солнечной энергетики | 4,80 | 3,50 | 3,15 | 2,80 | 2,45 |
объекты солнечной энергетики, вмонтированные (установленные) на крышах и/или фасадах домов, зданий и сооружений, величина установленной мощности которых превышает 100 КВт | 4,60 | 3,60 | 3,24 | 2,88 | 2,52 |
объекты солнечной энергетики, вмонтированные (установленные) на крышах и/или фасадах домов, зданий и сооружений, величина установленной мощности которых не превышает 100 КВт | 4,40 | 3,70 | 3,33 | 2,96 | 2,59 |
объекты солнечной энергетики, вмонтированные (установленные) на крышах и/или фасадах частных домовладений (домов, зданий и сооружений), величина установленной мощности которых не превышает 10 КВт | —- | 3,70 | 3,33 | 2,96 | 2,59 |
На сегодняшний день в Верховной раде Украины находится на рассмотрении законопроект № 4596 от 27.03.2014г. «О внесении изменений в Закон Украины «Об электроэнергетике» (относительно стимулирования производства энергии из альтернативных источников энергии)». В случае принятия данного законопроекта будет уменьшен коэффициент «зеленого» тарифа для наземных объектов солнечной энергетики, величина установленной мощности которых превышает 10 МВт, а именно:
Категория объекта солнечной энергетики | Коэффициент «зеленого» тарифа для объектов солнечной энергетики, которые введены в эксплуатацию | ||||
до 31.03.2013г. | с 01.04.2013г. до 31.12.2014г. | с 01.01.2015г. до 31.12.2019г. | с 01.01.2020г. до 31.12.2024г. | с 01.01.2025г. до 31.12.2029г. | |
наземные объекты солнечной энергетики, величина установленной мощности которых меньше или равняется 10 МВт | 4,80 | 3,50 | 3,15 | 2,80 | 2,45 |
наземные объекты солнечной энергетики, величина установленной мощности которых больше 10 МВт | 2,4 | 1,75 | 1,57 | 1,4 | 1,22 |
Авторы законопроекта обосновывают необходимость понижения коэффициента «зеленого» тарифа для вышеуказанных объектов солнечной энергетики следующим:
- в Украине «зеленый» тариф в 2-4 раза превышает аналогичные тарифы в странах Евросоюза;
- собственники получают сверхприбыли, а потребители излишнюю ценовую нагрузку.
Местная составляющая
«Зеленый» тариф для электроэнергии, произведенной из альтернативных источников энергии на объектах электроэнергетики, строительство которых начато после 1 января 2012 года, устанавливается при условии соблюдения размера местной составляющей. Местная составляющая – это доля определенных Законом Украины «Об электроэнергетике» комплектующих объекта электроэнергетики (элементов местной составляющей) украинского происхождения, использованных при создании объекта электроэнергетики. Украинское происхождение элементов местной составляющей (кроме работ по строительству) определяется местом совершения определенных Законом Украины «Об электроэнергетике» операций относительно элементов местной составляющей на территории Украины и подтверждается сертификатом происхождения, выданным в установленном порядке Торгово-промышленной палатой Украины или уполномоченным органом иностранного государства (в отношении импортированных товаров). Украинское происхождение работ по строительству признается при условии регистрации на территории Украины местонахождения подрядчиков, выполнявших работы по строительству объекта электроэнергетики, и подтверждается выпиской (извлечением) из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей.
Размер местной составляющей для объектов электроэнергетики, производящих электроэнергию из энергии солнечного излучения, строительство которых начато после 1 января 2012 года и введенных в эксплуатацию после 1 июля 2013 года, устанавливается на уровне не менее 30 процентов, а для объектов электроэнергетики, производящих электроэнергию из энергии солнечного излучения, строительство которых начато после 1 января 2012 года и введенных в эксплуатацию после 1 июля 2014 года, – на уровне не менее 50 процентов.
Соответствие размера местной составляющей указанным требованиям определяется с учетом таких фиксированных долей:
Элементы местной составляющей | Операции, которые должны быть осуществлены на территории Украины | Фиксированная доля (%) |
поликристаллический кремний | производство | 32 |
слитки монокристаллические или псевдокристаллические | производство | 13 |
пластины монокристаллические или псевдокристаллические | производство | 7 |
фотоэлектрические элементы | производство | 20 |
фотоэлектрические модули | сборка | 23 |
строительные работы | выполнение | 5 |
Бытовое использование солнечных установок
Солнечные батареи, используемые для бытовых нужд, должны быть сертифицированы в Украине и иметь заключение о соответствии системе стандартов безопасности труда. Согласно Постановлению Кабинета Министров Украины от 15.07.1998г. № 1094 «О государственной экспертизе по энергосбережению» для бытовых нужд без получения каких-либо разрешений используются солнечные батареи, не являющиеся энергоемкими, т.е. мощность которых составляет менее 75 КВт.
С 1 января 2014 частныедомовладения, которые производят электрическую энергию из энергии солнечного излучения, имеют право продажи остатка электрической энергии. Такая продажа осуществляется частными домовладениями без получения соответствующей лицензии. «Зеленый» тариф для частных домовладений, которые производят электрическую энергию из энергии солнечного излучения, величина установленной мощности которых не превышает 10 кВт, устанавливается на уровне розничного тарифа для потребителей второго класса напряжения на январь 2009 года, определенного с применением тарифного коэффициента, применяемого для пикового периода времени (для трехзонной тарифной классификации), умноженного на коэффициент «зеленого» тарифа для электроэнергии, произведенной из энергии солнечного излучения для частных домовладений. «Зеленый» тариф для частных домовладений устанавливается единым.
На генерирующие установки частных домовладений не распространяется требование соблюдения размера местной составляющей.
Налоговые льготы
Действующим законодательством Украины предусмотрены льготы при обложении налогом на прибыль и льготы при импорте.
1) Льготы при обложении налогом на прибыль
- Освобождение от обложения налогом на прибыль 80% прибыли предприятий.
Согласно п. 158.1. ст. 158 Налогового кодекса освобождается от обложения налогом на прибыль 80 процентов прибыли предприятий, полученной от продажи на таможенной территории Украины товаров собственного производства, а именно:
- оборудования, которое работает на возобновляемых источниках энергии;
- материалов, сырья, оборудования и комплектующих, которые будут использоваться при производстве энергии из возобновляемых источников энергии;
- энергосберегающего оборудования и материалов, изделий, эксплуатация которых обеспечивает экономию и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов;
- средств измерения, контроля и управления расходами топливно-энергетических ресурсов.
Освобождение от налогообложения действует в течение пяти лет с момента получения первой прибыли вследствие повышения энергоэффективности производства.
При этом плательщик должен обеспечить раздельный учет прибыли или убытков, полученных от продажи на таможенной территории Украины таких товаров.Суммы средств, высвобожденных в связи с предоставлением налоговой льготы, направляются плательщиком налога на увеличение объемов производства. В случае нарушения целевого использования средств налогоплательщик обязан определить прибыль, не облагаемую налогом в связи с предоставлением налоговой льготы, и обложить ее в текущем периоде, а также уплатить за соответствующий период пеню в размере 120 процентов годовых учетной ставки НБУ.
- Освобождение от обложения налогом на прибыль 50% прибыли предприятий.
Согласно п.158.2. ст.158 Налогового кодекса Украины освобождается от налогообложения 50% прибыли, полученной от осуществления энергоэффективных мероприятий и реализации энергоэффективных проектов предприятий, которые включены в Государственный реестр предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих разработку, внедрение и использование энергоэффективных мероприятий и энергоэффективных проектов сроком на пять лет с момента получения первой прибыли вследствие повышения энергоэффективности производства.
В вышеупомянутый реестр включаются предприятия, учреждения и организации, которые включены в отраслевые программы по энергоэффективности и по результатам проведения экспертизы в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов, получили заключение такого органа о соответствии энергоэффективных мероприятий и энергоэффективных проектов, которые уже внедрены или находятся на стадии разработки и внедрения, критериям энергоэффективности и включены в отраслевые программы по энергоэффективности.
При внедрении налогоплательщиком энергоэффективных мероприятий и энергоэффективных проектов такой плательщик должен обеспечить раздельный учет прибыли или убытков, полученных от осуществления энергоэффективных мероприятий и реализации энергоэффективныхпроектов.
Льготы при импорте
В соответствии с п.197.16 ст.197 Налогового кодекса Украины и п.п. 14, 16 ч.1. ст.282 Таможенного кодекса Украины освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость и от оплаты ввозной пошлины операции по ввозу на территорию Украины:
- оборудования, которое работает на возобновляемых источниках энергии, энергосберегающего оборудования и материалов, средств измерения, контроля и управления расходами топливно-энергетических ресурсов, оборудования и материалов для производства энергии из возобновляемых источников энергии;
- материалов, оборудования, комплектующих, используемых для производства:
а) оборудования, которое работает на возобновляемых источниках энергии;
б) материалов, сырья, оборудования и комплектующих, которые будут использоваться в производстве энергии из возобновляемых источников энергии;
в) энергосберегающего оборудования и материалов, изделий, эксплуатация которых обеспечивает экономию и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов;
г) средств измерения, контроля и управления расходами топливно-энергетических ресурсов.
Операции по ввозу на таможенную территорию Украины указанных товаров освобождаются от налогообложения, при условии, что эти товары применяются налогоплательщиком для собственного производства и идентичные товары с аналогичными качественными показателями не производятся в Украине.
В случае нарушения требований относительно целевого использования таких товаров, плательщик налога обязан увеличить налоговые обязательства по результатам налогового периода, на который приходится такое нарушение, на сумму налога на добавленную стоимость, которая должна быть уплачена по указанным операциям в момент ввоза таких товаров, а также уплатить пеню, начисленную на такую сумму налога, исходя из 120 процентов учетной ставки НБУ, действовавшей на день уплаты налогового обязательства, и за период со дня ввоза таких товаров до дня увеличения налогового обязательства, а также уплатить ввозную пошлину и пеню в размере 120 процентов годовых учетной ставки НБУ.
Таким образом, можно говорить о том, что на сегодняшний день положительная динамика развития солнечной энергетики в Украине объясняется не только благоприятными климатическими факторами, но и созданием надлежащей нормативно-правовой базы для регулирования данной отрасли.
Елена Кравченко
адвокат, партнер
АО «Глобал Адвокат»
Аудиторско-консалтинговая
Корпорация «Глобал Консалтинг»