Правила успешной продажи бизнеса. Что нужно знать?

Правила успешной продажи бизнеса. Что нужно знать?

По экспертным оценкам, из 10 продаваемых предприятий только 3 в итоге находят новых владельцев. Продажа бизнеса – нелегкий путь, на котором хозяина может поджидать много подводных камней и трудностей. Давайте разберемся, как максимально безболезненно справиться с этими трудностями, избежать распространенных ошибок и успешно продать свой бизнес.

В статье мы коснулись некоторых важных моментов этой процедуры и подготовили для вас несколько рекомендаций от наших аудиторов и финансистов.
Один из самых важных, длительных и сложных этапов продажи бизнеса – это подготовка. Именно от этого шага будет зависеть эффективность и исход сделки.

Шаг 1. Поговорим о цене

Эксперты советуют начинать с предварительной оценки бизнеса. В результате этой процедуры вы будете примерно понимать стоимость своих активов, а также выявите места, которые нужно оптимизировать или улучшить, чтобы эту стоимость повысить. К этому процессу целесообразно привлечь специалистов, которые составят объективное мнение о цене и поделятся своими рекомендациями.

Шаг 2. Финансовое состояние бизнеса

Потенциального покупателя, несомненно, интересует, какие финансовые перспективы ждут его после совершения сделки. Поэтому заранее стоит позаботиться об оценке финансовой отчетности предприятия. Она дает возможность инвесторам познакомиться с финансовым состоянием бизнеса, оценить, насколько он может быть перспективным и прибыльным. Вся документация, демонстрирующая показатели хозяйственной деятельности, должна составляться в соответствии с законодательными требованиями, быть прозрачной, достоверной и понятной.

Как правило, для экспертного анализа финотчетности привлекают аудиторов. Они оценивают достоверность, проверяют на соответствие законодательным нормам и стандартам. По итогам анализа составляют аудиторский отчет, в котором либо подтверждают, либо опровергают достоверность отчетности, а также указывают на искажения и нарушения, если таковы будут выявлены. Такой документ даст вам возможность привести отчетность в порядок.

Шаг 3. Позаботьтесь о документации

Перед тем, как запускать процесс продажи предприятия, проверьте, в каком состоянии находится юридическая документация. Это тоже будет влиять на итог сделки и стоимость самого бизнеса. Правоустанавливающие и разрешительные документы фирмы, договоры с партнерами, подрядчиками, внутренняя документация компании и т.д., – все должно быть в полном порядке. А у потенциального покупателя не должно возникать сомнений в прозрачности и честности сделки. Если самостоятельно процесс анализа документов сделать нет возможности, вы можете привлечь юристов или же юридическую фирму, которые проведут предпродажный юридический аудит, выявят огрехи и помогут их исправить.

Шаг 4. А как насчет бизнес-процессов?

Любой бизнес состоит из набора бизнес-процессов: управленческих, основных и поддерживающих. Желательно, чтобы бизнес-процессы вашей компании были очерчены и понятны как для внутренних сотрудников, так и для потенциальных инвесторов. Поэтому объективно посмотрите на свои процессы. Вполне вероятно, что вы выявите моменты, которые можно автоматизировать или оптимизировать. Понимание бизнес-процессов, их владельцев, результатов и показателей эффективности значительно упростит презентацию бизнеса перед потенциальными покупателями и повысит его стоимость.

На этом этапе вы также сможете проверить, способен ли ваш бизнес работать без вас. Насколько эффективно у вас налажена управленческая функция и делегируются полномочия. Процессы должны быть отлажены так, чтобы бизнес безболезненно и также продуктивно работал и без вашего участия. Такой бизнес гораздо привлекательнее для покупателя, потому что ему не придется налаживать все с нуля.

Шаг 5. Товар лицом
Результат любой бизнес-деятельности – продукт или услуга, которые приносят собственнику или предпринимателю прибыль. Поэтому покупателю необходимо представить исчерпывающую информацию о продукте. Упаковка, презентационные и рекламные материалы, данные о занимаемой позиции на рынке и т.д. Вся эта информация должна быть презентована потенциальному инвестору и оформлена в понятном и удобном виде.

Шаг 6. Подготовка процесса продажи

На этом этапе вы должны продумать все нюансы самого процесса продажи бизнеса: разработка стратегии продажи, составление презентации бизнеса или инвестиционного меморандума, коммерческих предложений, подготовка к переговорам и т.д. Вы должны понимать, как и через какие каналы вы будете транслировать сообщение о продаже, где будете искать покупателей, кто будет проводить переговоры, как нужно рассказывать о бизнесе, чтобы заинтересовать покупателя. Словом, если у вас будет на руках стратегия продажи, вам будет намного проще организовать этот процесс.

Если этот этап кажется вам сложным для самостоятельной реализации, целесообразным будет обратиться к консультантам, которые помогут организовать процедуру максимально эффективно и оперативно.

Чем поможет дью дилидженс в процессе продажи?
Очень часто в процессе покупки или продажи бизнеса стороны обращаются к процедуре дью дилидженс. Это комплексная оценка продаваемого предприятия, которая затрагивает в основном выявление и описание правовых, налоговых и финансовых рисков предстоящей сделки.
В основном в этой процедуре заинтересованы покупатели. Потому что подобная оценка помогает выявить риски и понять перспективы будущей покупки.
Но для продавца она тоже будет полезной. Это возможность избежать претензий со стороны покупателя. Так как предоставленные данные будут официально подтверждены экспертами.

Подробнее о процедуре дью дилидженс вы можете прочитать в нашей статье «Кто не рискует, тот провел дью дилидженс».

Что ж, мы коснулись основных шагов, которые необходимы для эффективной подготовки продажи бизнеса. Если у вас остались вопросы, вы можете задать их нашим специалистам. Успешных вам сделок!

Хотите регулярно получать новые материалы сайта на электронную почту? Подпишитесь на нашу рассылку

Оставить комментарий