Среди клиентов «Глобал Консалтинг» – бизнесы из разных сфер, как совсем небольшие компании так и крупные предприятия. Они такие разные, но каждый клиентский проект по-своему интересный. У каждого своя история и свой путь развития. Мы ими очень гордимся. И решили в новой рубрике презентовать клиентские бизнесы и делиться их достижениями. Сегодня в центре нашего внимания – наш давний клиент и уже хороший друг IT-компания ZSoft. Беседуем с ее директором Виталием Зайцем.ZSoft (ЗетСофт) – IT-компания с многолетним опытом разработки в области цифрового телевидения и Embedded устройств. Создает инновационные решения на базе телевизионных цифровых ресиверов (Set Top Box). Предоставляет клиентам такие сервисы, как интерактивное телевидение, видео на заказ (Video on Demand), игры и приложения, Интернет и многое другое.
О предпринимательском опыте
Думаю, что идея заниматься бизнесом посещала меня еще в детстве. Я заработал свои первые деньги еще в СССР. Тогда мне было 8 или 9 лет. Родители начали строить дом, а я помогал им, складывая кирпичи. До сих пор четко помню заработанный бумажный рубль у меня в руках.
В подростковом возрасте я тоже помогал родителям. В 90-е они занимались продуктами питания. Нам с папой приходилось вставать в 3-4 утра, ехать за продукцией, развозить ее. Мама торговала, а я ехал в университет на лекции. В конце 4 курса устроился программистом. Часто ездил в Киев в командировки. Первая зарплата была $100, как сейчас помню. После института поехал учиться в Германию. Там работал в разных местах, подрабатывал в институте на кафедре, можно сказать по специальности. Я также попробовал физический труд – работал на заводе Continental, который производит резину, помогал делать полки для библиотек, все лето отработал на заводе Daimler Chrysler AG, который производит грузовые автомобили Mercedes-Benz Actros. Уже тогда начал четко понимать,
что работать надо не руками, а головой.В 2007 году совместно с другом начали заниматься хостингом. Построили площадку с выделенными серверами. Этот маленький бизнес работает и по сей день. Также частенько подрабатывал на различных биржах фриланса. Тогда это был oDesk (сейчас он называется UpWork).
О старте ZSoft
Если говорить о текущем основном бизнесе, то началось все, как ни странно, с плохих событий, которые мне удалось развернуть в свою пользу. Европейское руководство фирмы ADB (Advanced Digital Broadcast), в которой я работал как руководитель одного из отделов разработки, после Майдана и «Революции Достоинства» в 2014 году, приняло решение закрыть офис в Украине в связи с нестабильной ситуацией. На тот момент я проработал там около 8 лет. Начинал почти с момента открытия офиса в Харькове программистом, дорос до директора одного из отделов. В то нелегкое время на моего коллегу и теперь уже партнера по бизнесу Максима вышли американцы, которые в последствии стали нашими инвесторами. Началось у нас все с переговоров, собеседований, подписания документов. Этот процесс затянулся на 3 долгих бессонных месяца и в сентябре 2014 года мы официально открыли офис. Я взял на себя организационные вопросы и жизнеобеспечение офиса, Максим же отвечает за техническую составляющую нашего бизнеса, руководит отделами разработки и тестирования программного обеспечения.
О команде
Начинали мы в количестве чуть больше 20 человек. За три с половиной года как в любом бизнесе были периоды роста и сокращений. В 2015 году с увеличением количества проектов был рост почти до 40 человек, с закрытием некоторых проектов в 2016 году пришлось пережить сокращения. Сейчас нас чуть больше 30 человек.
Как ни странно, но подбор кадров стал самым простым этапом при открытии. В предыдущей фирме работало порядка 70 человек, из них некоторые люди уехали в Польшу (фирма ADB предоставляла такую возможность), некоторые быстро нашли работу и перешли в другие украинские фирмы, многие захотели остаться с нами. Мы провели ряд собеседований и к нам попали почти все желающие. Костяк команды был собран именно из коллег, которые работали в ADB.
В последствии, как ни странно, кризис и положение города Харькова близкое к военной зоне нам помогли. Некоторые мои друзья в тот момент уехали в Европу или Америку. Многие фирмы закрывали офисы в Харькове и перевозили своих сотрудников в другие города (например, Киев или Львов). Мы же воспользовались этим и при закрытии офиса Samsung в Харькове набрали в команду несколько человек.
Мы занимаемся цифровым телевидением, у нас в основном работают embedded разработчики. Необходимо знание таких языков как C/C++, операционной системы Linux. Должно быть также понимание, что такое микроконтроллер, какие бывают архитектуры процессора. А в Харькове не так много компаний с таким профилем (могу их пересчитать по пальцам), большая редкость найти специалистов нужной квалификации, так что часто приходится растить специалистов из других областей.
О первых успехах
Считаю, что первый настоящий успех – это первые денежные средства на нашем счету. Этому моменту, конечно же, предшествовали маленькие победы и успешно завершенные этапы, такие как регистрация фирмы, подписание контракта, поиск, а затем и ремонт офиса, покупка оборудования, ряд собеседований и набор сотрудников и т.д. Когда все эти этапы были пройдены, офис начал свою работу и мы начали показывать первые результаты, тогда и пришло осознание, что работа была проделана не зря и наш стартап имеет успех.
О сложностях становления
Период подписания договора с инвестором показался мне самым сложным, потому что требовал много сил и времени. 22 июля 2014 года мы формально договорились об открытии офиса, а договор подписали только 20 августа, то есть спустя почти месяц. Американцы очень щепетильны в вопросах интеллектуальной собственности и передачи прав на программные продукты. Пришлось пройти ряд ревизий и согласований с их юристами до момента подписания финальной версии договора на разработку программного обеспечения.
Об ошибках и «граблях»
Жалеть, как мне кажется, нужно только о том, чего ты не сделал. А если же ты делаешь какие-то попытки, пусть даже поначалу терпишь неудачи, но продолжаешь добиваться задуманного, то ты все делаешь правильно. «Грабли» всегда превращаются в опыт. За неудачами приходит удача. Оглядываясь назад, думаю, что делал все правильно, менять бы ничего не стал.
О планах на ближайшее время
На данный момент трудно что-то прогнозировать, хотелось бы планомерно расти по 10-15% в год, но все будет зависеть от количества заходящих проектов. В начале следующего года картина должна плюс минус проясниться, будем корректировать бюджет.
О бизнесе в Украине
Думаю, что я не скажу ничего нового, если начну жаловаться на большую бюрократию. В целом, конечно, наше государство не особо помогает малому и среднему бизнесу, хотя с трибун декларируют обратное. Главное, чтобы сильно не мешали работать, принимая неправильные законы, тогда народ не будет выдумывать всякие лазейки. Ну а в целом грех жаловаться.
О сотрудничестве с «Глобал Консалтинг»
С «Глобал Консалтинг» сотрудничала и предыдущая фирма, в которой я работал. Я тоже заключил договор с «Глобалом» и доверил его специалистам ведение бухгалтерского учета. Основное преимущество ведения бухгалтерии сторонней фирмой, а не штатным бухгалтером, заключается в возможности привлечения разных узкоспециализированных специалистов. Ведь зачастую одному бухгалтеру на фирме трудно обладать всеми знаниями по налоговому законодательству, отслеживать все изменения, а также своевременно на них реагировать. В моем же случае я часто могу обратиться к разным людям за консультацией, которые наиболее компетентны в том или ином вопросе.
О том, чему научился
Владелец любого бизнеса несет личную ответственность за результаты, а также за их отсутствие. В связи с этим надо понимать, что работать надо не с 9 до 18.00, а на результат. Мне кажется, это ключевой фактор, который должен понимать предприниматель. Поэтому график работы становится часто размытый. Я, например, четко знаю, что и когда должен сделать и какие последствия будут, если я этого не сделаю. Поэтому иногда я могу уйти с работы рано, а иногда и очень поздно. Благо, что для работы часто достаточно ноутбука и интернета, поэтому можно поработать не только из офиса. Появляются такие понятия, как планирование, дисциплина, ответственность.
Несколько советов стартующим
Разумеется, предпринимателями хотят быть многие, но становятся ими далеко не все. Мне кажется, что по статистике в мире не больше 10% предпринимателей, а может и меньше. Все мы разные, имеем разные черты характера, разные желания и планы на будущее. Не у каждого человека есть предпринимательская жилка. И это в общем-то нормально. Кто-то хочет быть врачом, кто-то инженером, ну а кто-то выбирает свой бизнес. Считаю, что как и в любой другой профессии, чтобы быть успешным предпринимателем необходимо учиться и развиваться. А как это делать, каждый решает сам. Многим помогают и вдохновляют книги и биографии успешных людей. У всех на слуху такие имена, как Стив Джобс, Илон Маск, Билл Гейтс, Ричард Брэнсон. Из постсоветского пространства меня вдохновляют Евгений Чичваркин и Олег Тиньков. Разумеется, у них есть чему поучиться и будет не лишним перенять некоторые из их принципов и кредо. Но я бы все же советовал всегда идти своим путем,
учиться на своих ошибках, выходить из зоны комфорта, научиться видеть в проблемах возможности, быть двигателем прогресса и главное – пытаться, пытаться и еще раз пытаться. Без практики и реальных попыток не на бумаге и в мыслях, а в реальной жизни не помогут любые книги. Опять же возвращаясь к биографиям людей, которые достигли успеха, статистика показывает, что почти всем приходилось начинать свое дело несколько раз. Они терпели неудачу, но продолжали верить и настойчиво идти к своей цели. Чего и вам желаю, начинающие предприниматели.
[contact-form-7 id=»655″ title=»Форма в шапке»]