Как депутаты изменили жизнь украинцев на последней сессии ВР

Как депутаты изменили жизнь украинцев на последней сессии ВР

Адвокат АО «Глобал Адвокат» Виталий Крупельницкий прокомментировал для портала Дело.ua принятые на последней сессии ВР закнопроекты, посвященные «открытию» реестра недвижимого имущества, раскрытию окончательных бенефициаров, созданию Национального антикоррупционного бюро Украины, Национальной комиссии по вопросам предотвращения коррупции и др.

В последние дни работы сессии Верховной Рады Украины парламентариями были приняты ряд законодательных актов, предусматривающих важные изменения государственного управления и юридических основ функционирования органов власти

«Открытие» реестра недвижимого имущества

Отныне информация о зарегистрированных правах и их обременении, содержащаяся в Государственном реестре прав на недвижимое имущество, является открытой и общедоступной. Способ доступа к такой информации делится по субъектному составу, а именно:

  • Для физических и юридических лиц информация предоставляется исключительно по объекту недвижимого имущества;
  • Для должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов, органов внутренних дел, органов прокуратуры, органов Службы безопасности Украины, нотариусов информация из Государственного реестра прав в связи с осуществлением ими полномочий, определенных законом, предоставляется по субъекту права или по объекту недвижимого имущества.

 

Указанная информация может предоставляться через официальный веб-сайт или в бумажной форме. Как видим, к специальным субъектам права на информацию не причислили адвокатов, что, по нашему убеждению, является профессиональной дискриминацией.

Раскрытие окончательных бенефициаров

Предприятия частного права отныне обязаны устанавливать своего конечного выгодополучателя, регулярно обновлять и хранить информацию о нем и предоставлять ее государственному регистратору. Такие нововведения призваны ликвидировать легитимацию трастовых и доверительных отношений, которые широко применяются при оффшорной деятельности, когда номинальные владельцы, которые определены в документах компаний, не соответствуют фактическим владельцам, которые осуществляют реальное управление и реально получают доход от деятельности.

Итак, конечным выгодоприобретателем юридического лица является физическое лицо, которое независимо от формального владения имеет возможность осуществлять решающее влияние на управление или хозяйственную деятельность юридического лица непосредственно или через других лиц, которое осуществляется, в частности, путем реализации права владения или пользования всеми активами или их значительной долей, права решающего влияния на формирование состава, результаты голосования, а также совершение сделок, которые предоставляют возможность определять условия хозяйственной деятельности, давать обязательные к выполнению указания или выполнять функции органа управления, или которое имеет возможность оказывать влияние путем прямого или опосредованного (через другое физическое или юридическое лицо) владение одним лицом самостоятельно либо совместно со связанными физическими и/или юридическими лицами долей в юридическом лице в размере 25 или более процентов уставного капитала или прав голоса в юридическом лице.

При этом физическим лицом — конечным выгодоприобретателем юридического лица – не может быть лицо, имеющее формальное право на 25 или более процентов уставного капитала или прав голоса в юридическом лице, но является агентом, номинальным держателем (номинальным собственником) или является только посредником относительно такого права.

Важно, что за непредоставление руководителем юридического лица или лицом, уполномоченным действовать от имени юридического лица (исполнительного органа), государственному регистратору информации о конечном бенефициаре (выгодоприобретателе) или за предоставления ими заведомо ложной информации о таких лицах, предусмотрена уголовная ответственность.

То есть, руководители предприятия и поверенные юридических фирм, предоставляющих услуги по обеспечению государственной регистрации (в частности в случае, когда услуга оказана, а срок действия доверенности формально не прекращен), могут быть субъектами уголовного преступления.

Создание Национального антикоррупционного бюро Украины, Национальной комиссии по вопросам предотвращения коррупции, усиление контроля за легализацией доходов полученных преступным путем

Для предметного устранения коррупционной составляющей в функционировании государственных институтов предусматривается создание Национального антикоррупционного бюро Украины и Национальной комиссии по вопросам предупреждения коррупции.

Антикоррупционное бюро является правоохранительным органом, который противодействует уголовным коррупционным правонарушениям, совершаемым высшими должностными лицами и представляющим угрозу национальной безопасности.

Комиссия же является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, которая обеспечивает формирование и реализацию государственной антикоррупционной политики. Устанавливаются существенные профессиональные требования и сравнительно высокое финансово-материальное обеспечение работников указанных органов. За их деятельностью и образом жизни также предусмотрен строгий контроль, который реализуется, в частности, через психофизиологические интервью с применением полиграфа.

Для искоренения коррупции будет осуществляться проверка государственных служащих даже по анонимным сообщениям. Государственных служащих будут проверять не только по доходам, но и по расходам, учитывая имущество и средства, которыми они фактически владеют. При этом законодательство обеспечивает защиту лиц, которые оказывают помощь в предупреждении и противодействии коррупции (обличителей). При наличии угрозы жизни, жилью, здоровью и имуществу таких лиц или их близких лиц правоохранительными органами к ним могут быть применены правовые, организационно-технические и другие меры, предусмотренные Законом Украины “Об обеспечении безопасности лиц, которые принимают участие в уголовном судопроизводстве”.

Далее, юридические лица должны обеспечивать разработку и принятие мер, необходимых и обоснованных для предотвращения и противодействия коррупции. Если компания намерена участвовать в тендере на государственные закупки, то руководитель такой компании обязан:

  • утвердить антикоррупционную программу по результатам обсуждения с трудовым коллективом с последующим согласованием с Национальной комиссией, и
  • ввести должность Уполномоченного по антикоррупционной программе и согласовать подходящую кандидатуру с Национальной комиссией.

 

Для усиления контроля за верификацией источников поступления средств для бухгалтеров частных предприятий (лиц, на которых возложены функции по ведению бухгалтерского учета), банков, нотариусов, адвокатов и других субъектов предусмотрено обязательство подавать информацию об операциях, в отношении которых есть подозрения в легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, финансировании терроризма и финансировании распространения оружия массового поражения.

При этом значительную часть обязательств, связанных с раскрытием информации, проверкой клиентов предусмотрено для банковских учреждений. В частности, банкам запрещается:

  • Открывать и вести анонимные (номерные) счета;
  • Устанавливать корреспондентские отношения с банками-оболочками, а также с банками и другими финансовыми учреждениями-нерезидентами, поддерживающими корреспондентские отношения с банками-оболочками;
  • Вступать в договорные отношения (проводить валютно-обменные операции, финансовые операции с банковскими металлами, наличными средствами) с клиентами-юридическими или физическими лицами в случае, когда возникает сомнение относительно того, что лицо выступает не от собственного имени; с клиентами, которые включены в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или относительно которых применены международные санкции.

 

Лишение прокуратуры функций общего надзора

Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту “О прокуратуре”, вопросы реформирования органов прокуратуры, в частности о лишении прокуратуры функции “общего надзора”, стали актуальными сразу же после принятия Конституции Украины, статья 121 которой не предусматривает сохранение за прокуратурой такого полномочия.

Только пунктом 9 раздела XV “Переходные положения” Конституции Украины установлено, что прокуратура продолжает выполнять в соответствии с действующими законами функцию надзора за соблюдением и применением законов и функцию предварительного следствия — до введения в действие законов, регулирующих деятельность государственных органов по контролю за соблюдением законов, и до сформирования системы досудебного следствия и введения в действие законов, регулирующих ее функционирование.

Таким образом, уже более 15 лет продолжается “переходный этап” реформирования прокуратуры и приведения ее статуса и полномочий в соответствие с Основным Законом Украины.

В результате принятия нормативного акта прокуратура прекращает дублировать функции других контролирующих органов, а полномочия прокурора в административном, хозяйственном и гражданском процессе предметно ограничиваются.

Виталий
Крупельницкий
адвокат “Глобал Адвокат”, руководитель юридического департамента Корпорации “Глобал Консалтинг”

Посмотреть на портале Дело