Кому в ЕС торговать хорошо или Как успешно выйти на рынки Европы?

Кому в ЕС торговать хорошо или Как успешно выйти на рынки Европы?

Весной Европа открыла свои рынки для украинских товаров, снизив до 1 ноября 2014 года более 90% пошлин. А в июне Украина подписала экономическую часть соглашения с ЕС, после чего заговорили об активном выходе украинского производителя на рынки Европы. Однако насколько этот путь простой, кто его может преодолеть и что же делать отечественному бизнесу, чтобы завоевать европейского потребителя?

Путь к рынкам ЕС лежит через стандарты

С одной стороны подписание соглашения с ЕС, временное снижение или обнуление таможенных пошлин для товаров украинского производства открывает ряд возможностей для отечественных производителей, особенно в виду того, что многие рынки СНГ для Украины стали недоступны. Однако есть и другая сторона медали – многие наши товары не отвечают европейским стандартам безопасности пищевых продуктов. И чтобы попасть на рынок Европы, необходимо пройти сложный путь сертификации, а также оптимизации и модернизации производства. Сертифицировать необходимо не только производство, но и сырье.

К сожалению, в Украине предприятий, которые отвечают строгим европейским стандартам, единицы. Так, по данным Госкомстата, расходы украинских предприятий на технологические инновации в прошлом году сократились на 16,5% – до 9,6 млрд грн. Крупные предприятия с давней историей до сих пор пользуются устаревшим оборудованием и технологиями. Мелкие и средние предприятия, которые также рассматривают европейские рынки в качестве перспективных, обладают более новым технологическим комплексом, однако тоже в большинстве своем не имеют нужной сертификации.

Какие же сертификаты дают зеленый свет для выхода на рынок ЕС? Во-первых, существует несколько видов обязательной сертификации: санитарные и фитосанитарные нормы, стандарты безопасности продукции, технические стандарты и маркетинговые стандарты, которые касаются оформления упаковки.

Основные европейские сертификаты, например, для пищевых предприятий – это ISO и HACCP (ХАССП). Получить их можно в специальных центрах аккредитации. Срок их действия от трех до пяти лет. Однако получить такой сертификат – это еще полдела. Необходимо ежегодно его подтверждать перед специальной комиссией в ходе проверки производства на соответствие требованиям данного сертификата.

Не сертификацией единой

Однако если говорить об успешном выходе и закреплении наших производителей на европейской арене, то одной сертификации мало. Эксперты говорят, что другими составляющими успеха являются имидж страны-экспортера и урегулированная законодательная база.
Поэтому нашей стране необходимо осуществить ряд изменений в национальном законодательстве, которые касаются безопасности и качества продукции, рыночного надзора. Необходимо также предусмотреть ответственность за реализацию некачественного товара и т.д. Кроме всего прочего необходимы комплексные меры по борьбе с коррупцией, реформы в налоговом законодательстве и прочее.
Все эти изменения будут способствовать улучшению инвестиционного климата в Украине и позитивно повлияют на имидж страны как экспортера.

Чего хотят европейские потребители?

Предприятиям, которые планируют выходить на рынки ЕС, необходимо также хорошо понимать европейского потребителя. Ведь их требования и настроения сильно отличаются от требований и предпочтений украинцев.

Поэтому если ваша продукция готова к экспорту в Европу с точки зрения соответствия нормам, вы дополнительно должны изучить потенциальных клиентов и потребителей (их потребности и предпочтения, социокультурные тенденции и т.д.), конкуренцию на рынке, его объемы и динамику. Это может быть сложно осуществимо без квалифицированной помощи. Поэтому если вы хотите проанализировать перспективы выхода на рынки европейских стран, вы можете обратиться за консультацией к нашим специалистам.

Трудности перехода

Конечно, выход украинского потребителя на рынки ЕС связан со множеством трудностей, без преодоления которых представить успешно свою продукцию европейскому потребителю не получится.

Трудности связаны, например, с законодательными требованиями относительно защиты прав потребителей или защиты прав персонала. Существует единый набор правил Европейской комиссии по правам потребителей, которые применяются ко всем потребительским товарам и услугам. Для полноценной работы в Европе необходимо учитывать эти моменты и играть по тамошним правилам.

Многим украинским производителям достаточно проблематично самостоятельно решить все вопросы по организации бизнеса в ЕС. Мы готовы оказать консультационные услуги по выходу на рынок Европы: регистрация бизнеса, анализ рынка, сертификация продукции и дальнейшее сопровождение бизнеса. Вы можете задать свои вопросы нашим специалистам.