Запрет на проверки. Проверь меня, если сможешь

Запрет на проверки. Проверь меня, если сможешь

С августа начал действовать правительственный мораторий, который запрещает некоторым контролирующим органам до конца 2014 года проводить проверки бизнеса. Ревизии теперь будут проходить исключительно с разрешения Кабинета Министров Украины или по заявке предприятий. Как работает этот запрет на деле и действительно ли бизнесу стало легче?

Операция «Оптимизация»

Мораторий на проверки введен в рамках политико-правовой трансформации основ деятельности органов власти, которая предусматривает оптимизацию этих структур и которая изложена в соответствующем постановлении №442 от 10 сентября 2014 года. По заявлению правительства, обновления, предусмотренные в упомянутом документе, помогут уменьшить коррупционный фактор в стране и давление на бизнес, а также повысят эффективность системы государственного контроля. Какие же изменения запланированы для контролеров?

Самое главное – постановление предусматривает сокращение и оптимизацию центральных органов власти. Из 56 структур, имеющих контрольные полномочия, должно остаться только 26. Ограничения коснутся и количества контрольных функций, которые имеют различные исполнительные органы: из 1032 останется 680. Значительно сократиться штат – с 2544 единиц до 1440.

Однако некоторые эксперты уже начинают бить тревогу, отмечая, что оптимизация будет только на бумаге, а на самом деле произойдет простое слияние некоторых органов и образование новых. В итоге, появится четыре крупных структуры, которые будут наделены суперполномочиями.

Также в августе было принято еще одно постановление КМУ от 13.08.2014р. №408 «Вопросы введения ограничений на проведение проверок государственными инспекциями и другими контролирующими органами». Этот документ запрещает 61 контролирующему органу проверять бизнес до конца 2014 года. «Примечательно, что в перечень органов, которым запрещено осуществлять проверки, не включена Государственная фискальная служба Украины, которая является основным контролирующим органом для предпринимателей», – говорит адвокат АО «Глобал Адвокат» Виталий Крупельницкий. Постановлением предусмотрено проведение проверок только с разрешения Кабинета Министров Украины. Однако, как подчеркивает Виталий Крупельницкий, предоставление разрешения на проведение проверок предприятий, учреждений, организаций, физических лиц-предпринимателей не требуется в случае, когда такие проверки проводятся по решению суда, и по требованию должностных лиц в случаях, предусмотренных Уголовным процессуальным кодексом Украины.

Проверки в цифрах

Федерация работодателей Украины подвела итоги работы контролирующих органов в I половине 2014-го и опубликовала ежегодное исследование «Как контролирующие органы проверяли бизнес в I полугодии 2014-го». Полученные в ходе исследования цифры федерация сравнила с аналогичным периодом минувшего года и представила результаты в виде сравнительных диаграмм. Что же получилось?

Итак, общее количество проверок (и плановых, и внеплановых) сократилось на 9,2% – до 643 000. Количество выписанных штрафов стало почти в два раза меньше. Однако санкции стали жестче: общая сумма штрафов выросла на 93% – до 2,3 млрд грн.

kol-vo proverok
Кликните на картинке для увеличения

Чаще всего бизнес проверяли представители Госслужбы по чрезвычайным ситуациям. Количество визитов этого контролера на предприятия достигло 105 тыс. На втором месте санитарно-эпидемиологическая служба (приходили на предприятия 74 тыс. раз). И на третьем месте ветеринарная и фитосанитарная служба (65,7 тыс. раз). Причем МЧС лидирует и по количеству плановых проверок. По количеству внеплановых лидирует Пенсионный фонд Украины.

По сумме выписанных штрафов лидером оказалась экологическая инспекция, которая в первом полугодии 2014 года собрала с предприятий чуть более 932 млн. грн. Далее Государственная фискальная служба и Госинспекция по вопросам защиты прав потребителей.

Самым частым основанием для проведения проверки в первом полугодии 2014 года было обращение с соответствующим заявлением в контролирующие органы юридических и физических лиц. На втором месте – собственная инициатива проверяющих органов.

Как бы там ни было, любой предприниматель опасается визитов контролеров, особенно визитов проверяющих из фискальной службы. Поэтому лучше всего тщательно подготовиться к такому событию. Что же должен знать предприниматель или руководитель, который попал в поле зрения ревизоров?

Знать в лицо. Какие бывают налоговые проверки?

Первое, что нужно запомнить, – это виды налоговых проверок. Их всего три: камеральные, фактические и документальные. Последние также делятся на плановые и внеплановые.

Об основных отличиях этих проверок вы можете узнать из нашей инфографики (Кликните на картинке для увеличения).

vidy nalogovyh proverok

Подготовка – лучшая защита

Каждое предприятие сталкивается с тем или иным видом налоговой проверки примерно каждые три года. Поэтому лучше, если вы будете готовы к визиту проверяющих. Итак, вот некоторые советы, как подготовиться к проверке:

  • 1. Лучшее, что можно сделать в ходе подготовки, – это провести экспресс-анализ налоговых рисков или налоговый аудит. Это достаточно эффективная профилактика налоговой проверки. Экспресс-анализ поможет быстро оценить состояние бухгалтерского и налогового учета, выявить налоговые риски и неточности, на которые могут обратить внимания контролеры. Для проведения такого анализа зачастую привлекают аудиторскую фирму, которая может дать объективное заключение.
  • 2. Ознакомьтесь с Налоговым кодексом и необходимыми законодательными актами. Если вы понимаете, с каким видом проверки столкнулись, то необходимо ознакомиться со статьями и пунктами Налогового кодекса, которые посвящены порядку и основаниям для проведения таких проверок. Так вы будет понимать полномочия контролеров, знать, чего от них ожидать, и сможете контролировать процесс.
  • 3. Необходимо также провести совещание с бухгалтерской службой и другими сотрудниками, которые будут общаться с проверяющими. Они должны понимать, как себя вести, что говорить, а о чем лучше не упоминать.
  • 4. Помните, что предоставлять всю требуемую информацию и документацию проверяющим вы должны только после письменного запроса от них. И только копии документов. Оригиналы могут быть затребованы только в отдельных случаях и в особом порядке.
  • 5. Ведите все общение с представителями налоговых органов в письменном виде. Так у вас будет официальное подтверждение всех действий контролеров и превышения их полномочий, если таковые будут иметь место.
  • 6. Если же вы не хотите грузить себя и своих подчиненных нюансами подготовки, то в таком случае хороший вариант – заказать сопровождение налоговой проверки в аудиторской или юридической фирме. Специалисты проследят, чтобы документация была в порядке, а проверяющие не превышали свои полномочия. Вы будет чувствовать себя спокойно и уверенно во время налоговой проверки.

 

Если же все-таки контролеры выявили нарушения, и проверка закончилась для вас штрафом, с которым вы не согласны, не бойтесь обращаться в суд и отстаивать свои права. Помните, что по статистике, большинство споров с налоговыми органами выигрывают налогоплательщики.

Посмотреть примеры налогового аудита, проведенные нашими специалистами, вы можете, пройдя по ссылке.

 

Хотите регулярно получать новые материалы сайта на электронную почту? Подпишитесь на нашу рассылку

Оставить комментарий