Что сейчас происходит на украинском рынке производителей обуви? Легко ли на него выйти и какие перспективы у предпринимателя, решившего это сделать? Мы подготовили небольшой обзор, в котором рассматриваем динамику рынка, тенденции, конкуренцию и т.д..
Рынок просыпается
В последние несколько лет сфера производства обуви в Украине показывает падение. Снижение темпов производства наблюдается с 2014 года. По данным Государственной службы статистики Украины, наиболее высокий темп падения наблюдался в 2015 году, тогда объемы производства снизились по сравнению с предыдущим годом более чем на 17%.
Однако к 2016 году скорость падения значительно уменьшилась. Так, в 2016 году объем производства снизился всего на 2,2%.
Снижение эксперты объясняют начавшимся экономическим и политическим кризисом в стране. На объемах производства особенно сказался военный конфликт на Донбассе. Этот регион занимал около 20% рынка.
Однако уже в 2017 году наблюдается улучшение потребительских настроений и небольшой рост производства.
По словам игроков рынка, положительную динамику создали рост патриотических настроений населения и выбор в пользу отечественного производителя, увеличение инвестиций в отрасль легкой промышленности, размещение госзаказов Минобороны на украинских предприятиях, открытие зоны свободной торговли с ЕС и снижение таможенных пошлин для наших предприятий.
Позитивные тенденции в развитии обувного рынка эксперты объясняют еще и тем, что игроки стали осваивать многоканальность в продажах. Особенно активно используются онлайн-каналы.
А главные барьеры в развитии рынка, по словам экспертов, – это большая доля теневого производства. Так, до сих пор львиную долю на рынке занимает продукция Китая (до 70-80%). Однако с ростом патриотических настроений в стране она постепенно уменьшается. На увеличение доли отечественной продукции также влияет и снижение объемов импорта. Цены на импортную продукцию в последнее время значительно выросли, что связано с колебанием курса валют, а также с увеличением таможенных пошлин для ввозимых товаров.
Кто нас обувает?
Если говорить о структуре рынка производителей обуви, то на рынке, насчитывающем на 2015 год около 1,5 тыс. производителей, в основном работают небольшие производства от 20 до 50 работников. Однако есть и несколько крупных предприятий со штатом в тысячу и более сотрудников. А в последнее время на рынке стало появляться много небольших мастерских, где работает не более 10 человек. Именно им эксперты пророчат активное развитие в ближайшее время.
Есть и предприятия с иностранными инвестициями, которые, как правило, работают на условиях давальческого сырья.
Идем в Европу
Открытие европейских рынков позитивно сказалось на развитии обувного производства в Украине. В целом на экспорт уходит около 35% всей обувной продукции производимой в нашей стране. Половина из этого количества – доля европейских рынков.
Эксперты прогнозируют еще большее увеличение доли, так как в 2017 году для украинских производителей обуви Евросоюз снизил таможенные пошлины до нуля.
Чужая кожа
Огромная сложность обувного бизнеса, по словам игроков рынка, – это закупка сырья. Украинские производители сильно зависимы от импортных комплектующих.
В Украине фурнитуру и прочее сырье обувщики почти не закупают, так как нет достойных по качеству и цене предложений. Например, доля отечественного сырья в закупках кожи составляет около 50%, а остальные комплектующие и фурнитура почти на 100% импортные. Такая же ситуация и с производственным оборудованием. Его полностью обеспечивают иностранные производители.
В заключении отметим, что в последний год рынок производителей обуви начинает оживать. И способствует этому растущий интерес к отечественным товарам и открытие зоны свободной торговли с ЕС. Надеемся, что в дальнейшем эта сфера сможет стабильно развиваться и доля китайской обувной продукции на нашем рынке будет значительно уменьшаться.
[contact-form-7 id=»655″ title=»Форма в шапке»]