В интернет-журнале для ИТ-бизнеса AIN.UA вышла статья старшего юриста АО «Глобал Адвокат» Антона Клименко, в которой он рассказывает о новациях для бизнеса, и в первую очередь – для компаний ІТ-сферы, которые может принести законопроект №4496 «О внесении изменении в некоторые законодательные акты Украины (об устранении административных барьеров для экспорта услуг)».12 июля в первом чтении Верховная Рада приняла законопроект №4496 «О внесении изменении в некоторые законодательные акты Украины (об устранении административных барьеров для экспорта услуг)». Учитывая повышенный интерес к общему упрощению условий ведения бизнеса со стороны правительства, данный законопроект, вероятнее всего, будет принят. В связи с этим, попробуем разобраться, какие именно новации он может принести для бизнеса в целом, и в первую очередь – для компаний ІТ-сферы.
Аспект 1. Электронный документооборот в ВЭД
В первую очередь положения закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» планируют дополнить нормой о том, что внешнеэкономический договор (контракт) может существовать как в материальной, так и в электронной форме. Таким образом, может возникнуть право заключать электронный ВЭД-договор.
Само понятие электронного договора (сделки) в отечественном правовом поле увидело свет осенью прошлого года в связи с принятием закона Украины «Об электронной коммерции». Так, согласно ст. 639 Гражданского кодекса Украины, уже сейчас договор, заключенный с помощью информационно-телекоммуникационных систем, считается заключенным в письменной форме. Аналогично в ст. 203 ГК – письменным договором может считаться договор, заключенный в т.ч. с помощью обмена электронными письмами.
Введение такого же инструментария в сферу ВЭД позволит решить сразу несколько задач.
Во-первых, ранее многие из компаний-разработчиков для сотрудничества с сервисами Elance, ODesk (сейчас – Upwork) вынуждены были применять «транзитную» компанию-нерезидента, на счета которой поступали средства. И уже со счетов этой компании средства перечислялись в Украину на счета юридических лиц или ФЛП (иногда средства, с нарушением установленных правил, переводились на карточные счета, открытые в банках за рубежом). Схожие вопросы возникали и у тех разработчиков, которые создавали приложения для iOS, поскольку условия соглашения с Apple для разработчиков также содержат множество норм и оговорок, затруднявших сотрудничество напрямую. Причина использования такой промежуточной компании как раз и состояла в невозможности согласовать с украинским банком право получить средства на основании выписок из электронного кабинета или профиля пользователя на соответствующем сайте. В случае принятия закона, и если соответствующий сервис позволит перечислять средства на счет в Украине, процедура получения средств будет значительно упрощена.
Законопроект предполагает возможность подписания договора путем акцепта оферты (по сути – соглашения с условиями использования сайта) для операций по экспорту услуг, либо путем выставления электронных счетов или обмена электронными сообщениями.
Таким образом, если законопроект будет принят, многие компании смогут работать с популярными сервисами напрямую. Более того, не исключено, что это подтолкнет к работе с такими сервисами и единичных разработчиков. Ведь сейчас в силу ряда ограничений (в т.ч. банковского контроля, необходимости подтверждать ВЭД-контрактом поступление денег, внедрение «транзитных» фирм) многие разработчики сотрудничают с украинскими компаниями, которые решают данные вопросы самостоятельно. Если же работать с Upwork или App Store сможет любой ФЛП, возможно и некоторое перераспределение данного сегмента ВЭД.Конечно, те украинские компании и ФЛП, которые работают стабильно с одним или несколькими иностранными заказчиками, таких проблем не знали, и нововведения в части электронных договоров для них не будут настолько актуальны. В крупных компаниях бухгалтер, наоборот, в большей степени заинтересован в наличии «бумажного» договора и детализированных актов приема-передачи предоставленных услуг для обоснования предмета услуг (чтобы доказать, что они не должны облагаться НДС) и обосновать ГНИ месячные колебания их стоимости.
Аспект 2. Отсутствие актов в ВЭД
Второй аспект, который также планируется урегулировать на законодательном уровне, – возможность получать выручку за экспорт услуг без подтверждения актами приема-передачи предоставленных услуг (актами выполненных работ). Для этого из закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» планируется убрать нормы, связывающие 180-дневный срок поступления валютной выручки с датой подписания Акта. К слову, стоит отметить, что 180-дневный срок для данных услуг, вероятно, также будет отменен (поскольку законопроект предполагает, что требования не распространяются на экспорт работ, услуг и объектов интеллектуальной собственности).
На сегодняшний день такие положения уже начали вводить некоторые банки. Толчком стало появившееся чуть более года назад письмо НБУ 07.07.2015 г. № 22-01012/46746. В нем указывалось, что если согласно условиям экспортного договора документом, удостоверяющим предоставление резидентом услуг или экспорт прав интеллектуальной собственности, является, например, «инвойс» (счет-фактура) или другой документ, то именно этот документ должен требовать банк для осуществления валютного контроля. И именно этот документ должен быть основанием для отсчета банком законодательно установленного срока расчетов по соответствующей экспортной операции.
Это письмо стало толчком к упрощению документального оформления ВЭД-операций в сфере IT. Уже летом нынешнего года такая либерализация нашла продолжение в изменениях, которые были внесены в Инструкцию об осуществлении контроля за экспортными, импортными операциями. В инструкции также было зафиксировано, что выручка резидентов в случае экспорта работ (услуг, прав интеллектуальной собственности) подлежит зачислению в установленный срок с момента подписания Акта, удостоверяющего предоставления услуг либо счета (инвойса).
В связи с этим, документальное оформление взаимоотношений по внешнеэкономическим контрактам для ИТ-компаний также может значительно упроститься (в том числе и в части документального подтверждения банку предмета услуг и факта их предоставления).Единственная возможность, которую оставляют банку, – затребовать выставленный нерезиденту инвойс для идентификации уже полученной на счет выручки. Причем предполагается, что банк сможет потребовать перевести такой инвойс, кроме случаев, когда он оформлен на английском языке, или когда одним из языков оформления инвойса является английский.
Аспект 3. Электронные документы в бухгалтерском учете и его либерализация
Стоит ожидать, что именно данный аспект может в итоге стать предметом торга при принятии законопроекта. Дело в том, что законопроектом планируется значительно упростить законодательные требования, предъявляемые к оформлению первичных документов, и содержащейся в них информации. Между тем, именно эти требования (а точнее их несоблюдение, либо же «мнимое» несоблюдение) часто становятся предметом для доначисления налогов по результатам проверок ГНИ.
По своей природе предложенные законопроектом новации как раз и направлены на то, чтобы исключить указанные риски. А именно – зафиксировать в законе «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», что первичный документ не подтверждает совершение хозяйственной операции, прописать тот факт, что незначительные недочеты в документах не могут влиять на непризнания хозяйственной операции, отсутствие ответственности за неотображение операции в регистрах учета и т.д.
Кроме того, электронные документы (в т.ч. электронные инвойсы, акты и т.п.) могут получить силу «обычных» бухгалтерских документов, даже несмотря на то, что, по сути, они будут просто электронными скан-копиями, и не будут заверены с помощью электронной цифровой подписи.
Резюме и перспективы
В целом, законопроект можно рассматривать в двух аспектах – как собственно способ либерализации деятельности, направленной на экспорт услуг (то есть прямо связанный с сегментом IT), и, во-вторых, как нормативный акт, может который значительно уменьшить количество способов (зачастую неправомерных), с помощью которых ГНИ производят доначисления налогов.
В первую очередь, законопроект, если он будет принят, существенно упростит условия сотрудничества с иностранными заказчиками для мелких компаний или отдельных разработчиков. Достаточно будет зарегистрироваться ФЛП, присоединиться к условиям одного из сервисов и, в большинстве случаев, можно будет получать вознаграждение за выполненные работы, миную посредников. Как мы указывали выше, для крупных компаний такие нововведения носят скорее теоретический интерес, поскольку их деятельность базируется на твердых контрактах с заказами, актами, и уйти от «бумажной» схемы работы они не столь заинтересованы.
Во вторую очередь, если законопроект сохранит моменты, связанные с либерализацией требований к бухгалтерскому учету, это позволит значительно ослабить те налоговые риски, которые имеют место сейчас при оформлении отдельных первичных документов, то есть снизить риски доначисления налогов ГНИ по результатам налоговых проверок.
В целом же сам законопроект и изменения, в нем запланированные, носят более чем позитивный характер. В связи с этим будем с нетерпением ждать его окончательного принятия уже на следующей сессии Верховной Рады.
Посмотреть на AIN.UA — ain.ua/2016/07/26/661158
[contact-form-7 id=»655″ title=»Форма в шапке»]