Сегодня анализируем украинский рынок электронной торговли. Как часто украинцы предпочитают онлайн-шопинг реальному, какие и где покупки делают? Какими темпами растет рынок и каковы прогнозы его дальнейшего развития. Об этом читайте в нашем сегодняшнем обзоре. Украинская виртуальность
Самый главный драйвер рынка электронной торговли в Украине и во всем мире в целом – темпы проникновения интернета среди населения. Ориентируясь на этот показатель, можно смело говорить о том, что потенциал роста украинского рынка интернет-торговли большой.
Так, по данным Интернет Ассоциации Украины, проникновение интернета среди украинского населения составляет 64,8%, то есть около 21,6 млн украинцев. Ежегодно доля проникновения растет в среднем на 2-3%.
Однако несмотря на это по данным на 2016 год покупки через интернет совершали только 3,7 млн украинцев. Доля онлайна в общем объеме ритейла – всего 3%.
То есть рынок практически не насыщен и перспективы его развития огромные. К тому же Украина показывает наибольшие темпы роста в этом сегменте в Европе, где доля онлайна в общем ритейле составляет почти 15%.
Раскидываем торговые сети
Последние три года рынок онлайн-покупок в Украине активно развивается и показывает стабильный рост. Подтверждением этого может служить факт, что по результатам прошлого года в двадцать пять наиболее посещаемых украинцами сайтов попали 5 интернет-магазинов.
Если же говорить об объеме рынка и темпах роста, то согласно данным группы компаний EVO, с 2014 года рынок вырос почти на 43%, а в первом полугодии 2017 года он показал прирост в 44% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Источник: по данным группы компаний EVOПри этом средний чек интернет-покупки в 2016 году составил 885 грн.
Что и как покупают украинцы через Интернет?
Лидер онлайн-продаж в последние несколько лет неизменный – это одежда и обувь. Так, по данным группы компаний EVO (площадка Prom.ua) за одеждой, обувью и аксессуарами в сеть ходят около 45% опрошенных. Второе место по популярности занимают товары для дома и сада, третье – средства по уходу за собой и косметика, далее – техника и электроника.
Источник: по данным группы компаний EVOПодтверждают популярность покупок в категории «Одежда и обувь» и данные глобального исследования Nielsen Connected Commerce. Согласно им, за одеждой, обувью и аксессуарами в сеть ходят около 56% опрошенных.
В дальнейшем эксперты пророчат развитие таких категорий товаров, как «Еда», а также «Инструменты», например, для профессиональной деятельности.
Согласно данным экспертов, украинцы все чаще для совершения онлайн-покупки выбирают мобильные устройства. Так, в первом полугодии этого года количество покупок с мобильных устройств увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 86%.
Если говорить о портрете украинского онлайн-покупателя, то в основном – это молодые люди (от 15 до 30 лет), с высшим образованием, проживающие в больших городах. Однако эксперты отмечают значительное увеличения в последнее время покупателей из сельской местности и считают этот сегмент очень перспективным.
География интернет-покупок следующая: первое место по частоте покупок в сети занимает Харьков, на втором месте – столица, затем – Одесса.
Каковы прогнозы и тенденции?
Эксперты предполагают дальнейший активный рост интернет-коммерции в Украине. Тем более, для этого есть все условия: ненасыщенность данного канала (всего 3% от общего товарооборота приходится на онлайн), проникновение интернета среди населения (рост также будет и за счет уже состоявшихся интернет-пользователей, но пока не совершающих покупки в сети), проникновения 3G на территории Украины.
Есть у рынка и проблемы, мешающие более активному развитию. Например, доставка товаров, защищенность интернет-покупателя, а также несовершенные платежные системы. Украина по-прежнему отстает от развитых стран в плане развития логистических услуг. Если, например, в Европе время доставки может исчисляться часами, то у нас – это несколько дней. К тому же стоимость логистики по-прежнему остается высокой.
Наиболее очевидными тенденциями развития онлайн-коммерции эксперты считают такие:
1. Все больший рост онлайн-покупок через мобильные устройства. Поэтому украинским интернет-предпринимателям необходимо заботиться об адаптации интернет-магазина под мобильные устройства. Это уже не дополнительный бонус для покупателя, а необходимость.
2. Активное развитие таких площадок для онлайн-торговли, как маркетплейсы, когда в одном месте можно купить любой товар и, например, забронировать билет в кино. Такие площадки будут в ближайшее время расти быстрее интернет-магазинов.
3. Наиболее эффективными каналами для привлечения онлайн-покупателей эксперты считают каналы YouTube, а также тесное сотрудничества с каналами блогеров.
Законность онлайн-торговли
Отдельно нужно сказать о юридической стороне развития рынка электронной коммерции в Украине. В последнее время законодатели старались урегулировать эту сферу. Так, в 2015 году вступил в силу Закон «Об электронной коммерции», в связи с которым появились новые правила работы для интернет-магазинов и совершения онлайн-сделок. Например, главное нововведение – покупатель после приобретения товара должен получить от продавца документ, который подтверждает факт покупки. Также закон требует от онлайн-продавца указывать на сайте информацию о себе, а также размещать составленное в соответствии с правовыми нормами Пользовательское соглашение. Более подробно об этом вы можете почитать
в нашей статье или
задать вопрос нашему юристу.
[contact-form-7 id=»655″ title=»Форма в шапке»]