В ЮРИСТ&ЗАКОН №41 вышла статья юриста АО «Глобал Адвокат» Ксении Коваль об особенностях договорных отношений транспортно-экспедиторской деятельности, ответственности грузовладельца перед перевозчиком и экспедитором. В соответствии с положениями Закона Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности» (далее по тексту «Закон»), грузовладелец (клиент), перевозчик и экспедитор являются участниками транспортно-экспедиторской деятельности. Согласно ст. 1 Закона, транспортно-экспедиторская деятельность – это предпринимательская деятельность по оказанию транспортно-экспедиторских услуг по организации и обеспечению перевозки грузов. В свою очередь, грузовладельцем является юридическое либо физическое лицо, а также собственник груза, который пользуется услугами экспедитора для организации процесса доставки груза по месту назначения, за определенную плату.Экспедитор – субъект хозяйствования, который по поручению клиента организовывает доставку груза по месту назначения за определенную плату.Перевозчик – юридическое или физическое лицо, которое по договоренности с экспедитором принимает на себя обязательство доставить груз по месту назначения. Взаимоотношения указанных участников выстраиваются следующим образом: грузовладелец заключает договор с экспедитором на оказание услуг по перевозке груза, а экспедитор для исполнения своих обязанностей перед грузовладельцем привлекает перевозчика, который за определенную плату осуществляет фактическую доставку груза по указанному грузовладельцем месту. Исходя из положений вышеупомянутого Закона, а также Гражданского кодекса Украины, большая часть ответственности в таких договорных отношениях ложится на плечи экспедиторов и перевозчиков, в то время как ответственность грузовладельца является более ограниченной. Так, в соответствии со статьей 14 Закона грузовладелец несет ответственность в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения своих обязанностей, которые предусмотрены договором экспедирования и Законом. В соответствии со статьей 12 Закона, обязанности грузовладельца – это:
  • предоставление грузовладельцем своевременной, полной, точной и достоверной информации относительно наименования, количества, качества и других характеристик груза, его свойств, условий его перевозки, другой необходимой информации для выполнения экспедитором своих обязанностей;
  • предоставление документов необходимых для прохождения санитарного, таможенного и других видов государственного контроля и надзора и обеспечения безопасных условий перевозки груза;
  • оплата услуг экспедитора, а также возмещение документально подтвержденных расходов, понесенных экспедитором в интересах грузовладельца в целях выполнения договора транспортного экспедирования.
  Таким образом, круг обязанностей грузовладельца в сфере транспортно-экспедиторской деятельности формулируется в Законе не достаточно четко, что ставит других участников такой деятельности в неравное положение в сравнении с грузовладельцем. Более того, договорными отношениями и обязательствами грузовладелец, по сути, связан только с экспедитором, который уже под свою собственную ответственность организовывает перевозку груза, привлекая для этого перевозчика (конечно, в том случае, если экспедитор не является непосредственным исполнителем услуги и не осуществляет перевозку груза самостоятельно). Исходя из этого, ограничение на законодательном уровне обязательств а, следовательно, и ответственности грузовладельца влечет за собой необходимость более тщательного урегулирования данного вопроса сторонами в самом договоре на оказание услуг по доставке груза. В этой связи, обращаем Ваше внимание на несколько ключевых моментов, которые стоит предусмотреть при заключении договора на оказание услуг перевозки с целью урегулирования обязанностей и ответственности грузовладельцев перед участниками транспортно-экспедиторской деятельности:
  • 1. Итак, прежде всего, в договоре непременно следует предусмотреть конкретные случаи, в которых экспедитор или перевозчик освобождаются от ответственности при невыполнении условий договора с грузовладельцем. Помимо общепринятых форс-мажорных обстоятельств, это также могут быть: ненадлежащее уведомление грузовладельцем о каких-либо характеристиках груза, особенностях его доставки или же потеря выгоды грузовладельца и т. п..
  • 2. Все уведомления (об особенностях груза, каких-либо изменениях даты, пункта назначения и т.п.) грузовладелец обязуется доводить до сведения экспедитора исключительно в письменной форме, при этом желательно предусмотреть сроки такого уведомления.
  • 3. Установить договором конкретные сроки для предъявления возможных претензий грузовладельца к экспедитору, в связи с ненадлежащим выполнением договорных обязательств.
  • 4. Также необходимо предусмотреть невозможность отказа грузовладельца от предоставленных ним характеристик и инструкций по перевозке груза, после того как экспедитор фактически приступил к выполнению своих обязательств.
  • 5. Очень важно четко оговорить объем ответственности экспедитора: он не должен превышать объема ответственности перевозчика перед экспедитором.
  • 6. При условии осуществления мультимодальной перевозки, где участие в перевозке принимает множество лиц (отправитель, экспедитор, агент, автоперевозчики, морские линии и т.д.), в договоре с грузовладельцем необходимо исключать свою ответственность на тех этапах, которые вы не в состоянии контролировать.
  В целом договор на перевозку груза должен быть составлен очень тщательно, с учетом всех деталей и возможных последствий для экспедитора и грузовладельца, в противном случае существуют риски получения претензий и связанных с этим убытков. Стоит отметить и позитивный момент данной ситуации. Учитывая то, что законодательство Украины не устанавливает лимиты ответственности участников транспортно-экспедиторской деятельности, данные нюансы можно согласовать самостоятельно, путем составления юридически грамотного договора, который обеспечит надежную защиту от недобросовестных действий кого-либо из участников такой деятельности.Ксения Коваль, юрист АО «Глобал Адвокат» Аудиторско-консалтинговая Корпорация «Глобал Консалтинг»