Призыв работника в период мобилизации. Что нужно знать работодателю?
Как известно, в Украине наступила третья волна мобилизации. В этой связи, работодатели столкнулись с множеством вопросов, связанных с призывом их работников на военную службу. С целью помочь работодателю разобраться в нюансах применения трудового законодательства в данный период, мы подготовили этот информационный материал.Стоит отметить, что представленная ниже информация не менее полезна и для самих работников, т.к. поможет защитить свои трудовые права от возможных нарушений со стороны недобросовестных работодателей.
Для начала разберемся с понятием «мобилизация».
Согласно абз.4. ст. 1 ЗУ «О мобилизационной подготовке и мобилизации», данный термин подразумевает комплекс мероприятий, осуществляемых с целью планомерного перевода национальной экономики, деятельности органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций на функционирование в условиях особенного периода, а Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, Оперативно-спасательной службы гражданской защиты – на организацию и штаты военного времени.
Что же касается сегодняшней мобилизации в Украине – это, прежде всего, призыв военнообязанных граждан в состав армии для защиты территориальной целостности нашего государства. Поэтому не стоит путать понятия «призыва во время мобилизации» с «военным призывом», который осуществляется в мирное время.
Итак, главным нормативно-правовым актом, который внес ясность в порядок регулирования трудовых отношений между работодателем и работником, призванным во время мобилизации является ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины для усовершенствования оборонно-мобилизационных вопросов во время проведения мобилизации». Согласно положениям данного нормативно-правового акта, права работников, призванных в период мобилизации, защищены ст. 119 КЗоТ (Кодекс законов о труде Украины). Исходя из содержания указанной статьи КЗоТ, работникам, призванным на военную службу в связи с мобилизацией, гарантируется сохранение их места работы, занимаемой должности и среднего заработка. Таким образом, работодатель не имеет право уволить сотрудника в связи с призывом последнего на военную службу в мобилизационный период. Применение в данной ситуации положений ст. 36 КЗоТ, которые предусматривают прекращение трудового договора в связи с призывом или вступлением работника или владельца – физического лица на военную службу, направления на альтернативную службу, не допускается.
Согласно разъяснениям от 30.04.2014 г., предоставленным Государственной инспекцией Украины по вопросам труда, призванные на военную службу в связи с мобилизацией, не подлежат увольнению, а освобождаются от работы (выполнения должностных обязанностей) с сохранением среднего заработка на период не больше одного года. При этом акцентируем внимание на том, что средний заработок подразумевает сумму официальной заработной платы. В свою очередь, какие гарантии сможет обеспечить государство по истечению одного года, неизвестно, но мы искренне надеемся на то, что нам и не придется этого узнать.
Рассмотрим более детально порядок осуществления вышеупомянутых выплат.
Согласно той же ст. 119 КЗоТ, сумма выплат составляет размер среднего заработка за последние два месяца работы и осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины в порядке определенным Кабинетом министров Украины в Постановлении № 100 от 08.02.1995 года. При этом начисление выплат производится путем умножения среднедневного (часового) заработка на число рабочих дней, которые должны быть оплачены по среднему заработку. Среднедневная заработная плата определяется делением заработной платы за фактически отработанные в течение двух месяцев рабочие дни на число отработанных рабочих дней. Налоги и единый социальный взнос на данные выплаты не начисляются. Если в течение последних двух календарных месяцев работник не работал, средняя заработная плата исчисляется, исходя из выплат за предыдущие два месяца работы.
Если и в течение этих месяцев работник не отработал ни одного рабочего дня (то есть, если работник не имел заработка не по вине работника), расчеты проводятся, исходя из установленной ему в трудовом договоре тарифной ставки, должностного (месячного) оклада.
Поскольку в законодательстве отсутствует норма относительно сроков выплаты заработной платы при сохранении ее среднемесячного размера, следует пользоваться общими нормами законодательства. Сроки выплаты заработной платы установлены статьей 115 КЗоТ Украины, а именно регулярно в рабочие дни в сроки, установленные коллективным договором или нормативным актом работодателя, согласованным с выборным органом первичной профсоюзной организации или другим уполномоченным трудовым коллективом на представительство органом (а в случае отсутствия таких органов – представителями, избранными и уполномоченными трудовым коллективом), но не реже двух раз в месяц через промежуток времени, не превышающий шестнадцати календарных дней, и не позднее семи дней после окончания периода, за который осуществляется выплата.
Относительно порядка предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, то согласно п.п.2 ст. 9 Закона Украина «Об отпусках», за работниками, которые призваны на военную службу в период мобилизации, сохраняется право на ежегодный основной отпуск.
Что касается документального подтверждения призыва работника на военную службу в связи с мобилизацией, то это могут быть мобилизационные предписания, повестка или распоряжение военных комиссаров.
После получения повестки или иного подтверждающего документа работодатель издает приказ об освобождении работника от работы на время призыва по мобилизации. В таком приказе необходимо сделать ссылку на документ, являющийся основанием для его выдачи (т.е. отметить повестку, распоряжения и т.д.).
Подтверждением призыва работника по мобилизации есть соответствующая запись в военно-учетных документах (в военном билете или удостоверении о приписке к призывному участку).
Невыплата средней заработной платы является нарушением законодательства о труде и влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством (уголовную, административную и дисциплинарную).
Уголовная ответственность за незаконное увольнение работника с работы установлена статьей 172 Уголовного кодекса Украины. Согласно указанной статье, незаконное увольнение работника с работы по личным мотивам, а также другое грубое нарушение законодательства о труде наказываются штрафом до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан (до 850 гривен) или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или исправительными работами на срок до двух лет.
Административная ответственность за нарушение законодательства о труде (в том числе безосновательное увольнение работника с работы) установлена частью первой статьи 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях и влечет наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан-субъектов ведения предпринимательской деятельности в размере от тридцати до ста необлагаемых минимумов доходов граждан (510-1700 гривен).Хотим отметить, что данная статья носит общий информационный характер и, учитывая сегодняшнюю ситуацию в стране, вышеизложенные изменения в трудовом законодательстве Украины, скорее всего, не последние. Поэтому в случае возникновения каких-либо вопросов, лучше обращаться к специалистам, которые смогут предоставить квалифицированную юридическую помощь и ответы на все интересующие вопросы.Ксения Коваль, юрист АО «Глобал Адвокат»
(Аудиторско-консалтинговая Корпорация «Глобал Консалтинг)