Признание расходов в налоговом учете остается одной из наиболее проблемных сфер при проверках: неправильная периодизация, некорректное использование аналитических счетов, отсутствие или недостаточность первичных документов и неприменение доказательств связи расходов с хозяйственной деятельностью приводят к их непризнанию ГНС и налоговым доначислениям.

В этом материале мы приводим некоторые типичные ошибки, с которыми сталкиваемся в своей практике при предоставлении консультаций, в процессе восстановления бухгалтерского учета, в ходе сопровождения ликвидации предприятий или в процессе сопровождения споров с ГНС.

Возможно, этот (неисчерпывающий) список станет практической основой для оперативного выявления и исправления таких недостатков в бухгалтерском учете.

 

Расходы, часто не принимаемые налоговой:

  • По правилам бухгалтерского учета расходы следует признавать в периоде, к которому они относятся. Поэтому если предприятие в бухучете показало расходы не в том периоде, это приведет к искажению финансовой отчетности и, как следствие, к занижению налоговых обязательств и штрафам.

 

  • Довольно часто для утаивания расходов текущего периода используют счет 39 «Расходы будущих периодов», а затем в последующих налоговых периодах, когда нужны расходы, списывают их на счета расходов. Поэтому такой вариант с отражением текущих расходов на счете 39 ошибочен и ведет к доначислениям. С точки зрения бухучета и налогообложения будут искажены финрезультат и налог на прибыль. Такие ошибки исправляются через механизм самоисправления.

 

  • Некоторые предприятия не используют счет 23 «Производство» для учета себестоимости услуг, а отражают производственные затраты в составе административных затрат или расходов на сбыт или других операционных расходов. По требованиям П(С)БУ 16 «Расходы» производственную себестоимость услуг вычисляют по тем же правилам, что и себестоимость продукции, но фактическую производственную себестоимость услуг непосредственно списывают в состав себестоимости реализации: Дт 903 — Кт 23. Такие ошибки ведут к непризнанию расходов и доначислениям налога на прибыль и НДС.

 

  • Объектом налогообложения по налогу на прибыль является финансовый результат, определенный в финотчетности согласно П(С)БУ или МСФО, который в некоторых случаях необходимо корректировать на налоговые разницы, возникающие согласно положениям НКУ (п.п. 134.1.1). Налоговый кодекс не предусматривает корректировок (разниц) для нехозяйственных расходов, но налоговая при проверках снимает маркетинговые расходы, юридические услуги, услуги информационного характера, не подтвержденные надлежащими первичными документами (актами, отчетами и т.п.).

 

  • Также налоговая тщательно проверяет связанность командировок с хозяйственной деятельностью предприятия, наличие подтверждающих документов, предусмотренных в п. 170.9.1 НКУ.

 

  • Если предприятие приобретает телевизоры, микроволновки, кофеварки и т. п. – это все нужно связать с хозяйственной деятельностью предприятия.

 

  • Зачастую отсутствие первичных документов за рекламу в Интернете также приводит к непризнанию расходов. Поэтому нужно в этом случае составлять самоакты, отчеты, бух справки.

 

Поэтому советуем учесть это для минимизации налоговых рисков и для обеспечения надежной доказательной базы при проверках ГНС.

 

При наличии сомнений – обращайтесь за консультацией к нашим специалистам.

А если по результатам проверки ГНС получили «неутешительное» ППР – обращайтесь за квалифицированной помощью опытного адвоката.