Представьте себя на концерте струнного квартета. Вы наслаждаетесь изысканной мелодией, которая приятно балует слух. Но вряд ли вы задумываетесь, сколько сил было вложено в процесс создания этой музыки, сколько пришлось репетировать и как музыканты притирались и учились работать в команде. В этой статье наш менеджер по персоналу Татьяна Киянова на примере работы струнного квартета рассказывает о правилах командообразования.Команда мечты
В идеале команда – это люди с определенными умениями и знаниями, взаимодополняющие друг друга в выполнении определенного задания, связанные единым замыслом, стремящиеся к выполнению общих целей и разделяющие ответственность за достижение этих целей. Это идеальное определение на бумаге, но в реальности зачастую все происходит по-другому. На деле часто команда – это группа людей, которые преследуют собственные цели, каждый видит в группе себя главным, но не каждый готов нести ответственность.
Любой руководитель мечтает о первом варианте командной работы, дружном и хорошо работающем коллективе. Но зачастую сталкивается в работе именно со вторым, когда в коллективе снижается качество труда, результативность, растет конфликтность, напряженность.
Рэймонд Белбин, доктор психологических наук, почетный профессор университетов в Бристоле и Экстере, советник ООН и комиссии Европейского Сообщества, считает, что не достаточно собрать в команде успешных менеджеров, необходимо еще и правильно распределить роли. В этой статье хочется рассказать о командной работе на примере игры струнного квартета.
Квартет – хорошая команда
Квартет – это ансамбль из четырех музыкантов или певцов. В нашей статье мы будем говорить именно о струнном ансамбле, состоящем из скрипки 1, скрипки 2, альта и виолончели. Почему за основу берем именно квартет? По теории «Роли в команде» Рэймонда Белбина оптимальный состав эффективной команды – 4-6 работников. Как считает Белбин, такое количество человек в команде дает лучший результат в решении сложных задач, чем одна большая группа.
Главная цель работы ансамбля – прежде всего, это качественное исполнение музыки. Это то, что мы слышим в итоге. Но мы никогда не задаемся вопросом, сколько сил было вложено в сам процесс по достижению этой цели. Если понаблюдать за работой квартета, можно многому научиться и многое позаимствовать для эффективной командной работы в коллективе.
Итак, главные правила квартета.
Уметь настраиватьсяЕсли вы были на концерте струнного квартета, то сразу вспомните момент, когда заполняется зал, на сцене звучит ужасная музыка. Мучительная процедура для наших ушей, которая называется настройкой. Исполнители строят инструменты по сигналу лидера ансамбля. На сцене настройка ограничивается всего одной нотой, но за этой, в общем-то, формальной процедурой стоит длительный индивидуальный процесс ежедневных занятий, в которых закладывается фундамент владения инструментом. Уже на этом этапе понятно, что все-таки есть инструмент, на который настраиваются остальные для правильного звучания музыки.
Уметь признавать солистаПосле настройки звучат первые ноты, и мы слышим, как вырисовывается определенная картина в музыке. К примеру, возьмем произведение Ф. Шуберта «Экспромт». Скрипка 1 играет громче. Скорее всего, именно в этой партии она солирует. Скрипка 2, альт и виолончель поддерживают солиста. В процессе звучания вступает скрипка 2 и альт, опять же не солируя, а просто расставляя «запятые» в музыке. Но если бы все были главными, мы бы слышали один громкий звук. Инструменты и музыканты пытались бы друг друга перекричать и доказать свою важность и главенство.
Так и в коллективе. Наши клиенты, заказчики, руководители слышат от нас, что все мы главные. Но так быть не может. Все не могут быть главными или первыми. Есть один ответственный за выполнение определенного этапа в процессе, а остальные его поддерживают или ждут своей очереди, создают ритм, тональность, общую структуру.
Уметь уступать друг другуВ произведении Аль Бано «Felicita» вступает виолончель, а скрипка 1, скрипка 2 и альт поддерживают звучание виолончели. Далее процесс подхватывают все. И мы уже слышим четыре инструмента, но опять же вырисовывается солирующая поочередность и поддержка. Звучит полифония – это многоголосье, когда каждый играет какую-то главную тему и вовремя уступает место другому, чтобы выделить именно его тему.
Так и в работе, мы должны уметь уступать друг другу, уметь слушать. Это тоже немаловажно в рабочем процессе, не стоит выкрикивать, стоит прислушиваться.
Знать не только свою партию, но и партию коллегКомпозиторы писали свои произведения, как правило, вслепую, у них не было под рукой всех оркестровых инструментов. Для того чтобы произведение не развалилось и музыкант знал, когда ему вступать, когда играть тише, он должен знать не только свою партию, но и партию коллег. Если опять же переложить это на работу в коллективе, то речь идет о том, что для достижения целей, мы должны знать содержании работы других отделов и своих коллег.
Уметь вести диалог Есть произведения, в которых можно услышать, как ведется диалог между инструментами. В них слышны вопросительная интонация и интонация ответов, остальные инструменты квартета могут поддерживать музыкальную беседу. Умение вести диалог – это большое искусство и в музыке, и в бизнесе. Тренеры ораторского искусства говорят, что овладев умением вести диалог, можно добиться колоссального эффекта. При этом необходимо начинать не с техники самого разговора, а с общего отношения к людям, к своим собеседникам в частности.
Доброжелательные отношения в коллективе значат ничуть не меньше, чем зарплата и возможность сделать карьеру. Интересно, что в Израиле и Японии психологи советуют проявлять на работе максимальную открытость, считается, что производственный коллектив должен быть похожим на семью. В США и Европе это не принято. В странах СНГ сегодня практикуются самые разные модели отношений в коллективах.
Итак, если уметь слушать друг друга, чувствовать коллег, уступать и поддерживать, знать работу других, ценить эту работу, то можно достичь верха совершенства не только в музыке, но и в бизнесе.
[contact-form-7 id=»655″ title=»Форма в шапке»]