6 октября 2022 года Верховная Рада Украины приняла в целом Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законы Украины об особенностях налогообложения предпринимательской деятельности электронных резидентов» № 2654-IX (Законопроект № 5270), который вводит механизм Э-резидентства, что позволит физическим лицам-негражданам и нерезидентам Украины в упрощенном порядке регистрировать бизнес в Украине и облагать налогом его по правилам налогообложения ФЛП-плательщиков единого налога 3 группы (5%)

 

Как получить э-резидентство в Украине

Порядок получения статуса э-резидента, идентификации лиц, которые намерены получить статус э-резидента, и предоставление им доступа к квалифицированным электронным доверительным услугам будет определен Кабинетом Министров Украины.

На текущий момент известно, что иностранец имеет право получить статус электронного резидента после подачи им через информационную систему «Э-резидент» заявления о получении такого статуса, его идентификации и предоставления квалифицированных электронных доверительных услуг. Заявление подается в электронной форме.

В течение двух рабочих дней с даты получения от государственного регистратора сведений о регистрации э-резидента как физического лица – предпринимателя контролирующим органом осуществляется регистрация э-резидента плательщиком единого налога третьей группы.

После открытия э-резидентом текущего счёта в банке через информационную систему «Э-резидент» банк обязан в день открытия такого счёта уведомить об этом контролирующий орган, в котором состоит на учёте э-резидент как налогоплательщик.

 

Э-резидентство в Украине — особенности

  • Э-резидент приобретает соответствующий статус путём подачи заявления через сервисы Дія с обретением статуса субъекта предпринимательской деятельности. Информация о таком лице должна быть внесена в информационную систему «Э-резидент».
  • Э-резидент дистанционно открывает текущий счёт исключительно через информационную систему «Э-резидент». Банк выбирается им самостоятельно, но только из того перечня, который доступен для выбора в информационной системе «Э-резидент».
  • Налоговым агентом является банк, в котором э-резиденту открыт текущий счет. Уплата налога производится в автоматическом режиме банком (5% от суммы поступивших средств).
  • Расчёты производятся исключительно в безналичной форме на один банковский счёт.
  • Список стран, граждане которых могут быть э-резидентами, определяется Минцифры (на сегодняшний день он утвержден Приказом от 13.10.2020 № 152);
  • Конкретный перечень операций или услуг, на которые может распространяться механизм э-резидентства, не определен.
  • Э-резидент предприниматель относится к 3 группе единого налога без НДС (5%) и должен соответствовать в течение календарного года совокупности следующих критериев: объём дохода не превышает 1167 размеров МЗП, установленной на 1 января налогового (отчётного) года; не использует труд наёмных лиц; не получает доходы с источником происхождения из Украины (кроме пассивных доходов).
  • Переписка контролирующих органов с налогоплательщиками, получившими статус э-резидента, осуществляется исключительно средствами электронной связи в электронной форме.

 

Таким образом, введение механизма э-резидентства позволит иностранцам, которые не признаются в соответствии с законом резидентами Украины, при получении пассивного дохода из Украины избежать его налогообложения налогом на репатриацию 15%, а облагать такие доходы налогом по ставке 5% в Украине. Также, если э-резидент будет получать от нерезидентов Украины доход за товары/работы/услуги, он также сможет использовать льготный механизм налогообложения. Если условиями соответствующего договора об избежании двойного налогообложения это предусмотрено, то э-резидент не будет облагать налогом вышеупомянутые доходы в стране своего резидентства.

В то же время установленные Законом особенности деятельности э-резидентов не позволят использовать указанный механизм при предоставлении иностранными субъектами услуг украинским компаниям (а именно это предварительно планировалось в законопроекте). Поэтому целесообразность и эффективность использования такого механизма должна оцениваться в каждом конкретном случае. Для тщательного рассмотрения конкретной ситуации и предоставления подробных выводов рекомендуем обратиться за юридической консультацией.

Заметим, что Закон вступает в силу 01.04.2023 года. До этого времени должны быть урегулированы практические вопросы механизма взаимодействия э-резидента с банковскими учреждениями, налоговыми органами. И так, ждём принятия новых нормативно-правовых актов для реализации этого Закона и приведения существующих нормативно-правовых актов в соответствие с Законом.

С полным текстом Закона можно ознакомиться по ссылке.

 

Антон Клименко,

ведущий юрист Корпорации «Глобал Консалтинг»