Как оптимизировать расходы своего бизнеса и ежедневно контролировать их, как наладить эффективную систему управления финансами, как создать понятную отчетность, как увидеть результаты бизнеса в разрезе всех направлений? На эти вопросы поможет ответить постановка управленческого учета. Сегодня поговорим о том, как собственнику построить эффективную систему отчетности в компании.Система управленческого учета. Почему возникает необходимость в постановке?
Именно собственник является инициатором постановки управленческого учета и основным пользователем управленческой отчетности на небольшом предприятии, и без его участия и пожеланий построить качественную отчетность не получится. Когда же может возникать потребность в постановке управленческого учета?
Давайте для примера рассмотрим небольшую компанию, которая ведет деятельность довольно давно. Вначале было всего 2 сотрудника, потом компания расширилась до 10 человек. Спустя какое-то время руководство решило добавить новое направление деятельности для диверсификации своих рисков. На предприятии есть бухгалтер, регулярно сдается отчетность.
Однако когда собственник начинает задавать вопросы бухгалтеру по поводу показателей отчетности, бухгалтер просто дает бухгалтерскую отчетность для самостоятельного анализа. А ответить на вопросы собственника не может.
Зачастую именно в этот момент руководитель и задумывается о создании экономического отдела, финансовом аутсорсинге или же о дополнительных функциях для бухгалтера, чтобы эффективно управлять финансами в компании и контролировать результаты бизнеса.
С чего же руководителю стоит начать постановку управленческого учета?
Пошаговая постановка управленческого учета
Для начала достаточно ввести 3 отчета:
- баланс,
- отчет о прибылях и убытках,
- отчет о движении денежных средств.
И мы сейчас говорим именно об управленческой отчетности, которая не дублирует бухгалтерскую.
В первую очередь, нам нужно составить справочник/классификатор статей доходов и расходов. Это основные и самые важные суммы получения и расходования денежных средств для бизнеса.
Например, компания занимается торговлей, тогда статьями расходов будут: закупочная стоимость товара, транспортные расходы (на доставку от поставщика и доставку клиенту), заработная плата менеджеров по продажам, налоги на заработную плату и т.д. А статьи доходов – это, как один из вариантов, просто выручка без деления на группы товаров, второй вариант – деление на группы: бытовая техника, строительные материалы, мебель; третий вариант – группы, которые по необходимости раскрываются в полную номенклатуру товара. Все зависит от потребностей и пожеланий собственника компании.
Во-вторых, необходимо оценить возможность сбора необходимой информации и внести изменения в процедуры. Качество и скорость сбора первичной информации очень важна.
В-третьих, нужно определить принцип распределения накладных расходов.
В-четвертых, требуется подобрать показатели, которые будут сигнализировать об эффективности деятельности.
В-пятых, стоит позаботиться о единой базе учета (бухгалтерского и управленческого), а также о разграничении прав пользователей в ней.
В-шестых, необходимо регламентировать все правила учета и механизм контроля их исполнения.
Управленческий учет помогает учитывать, контролировать и управлять
Организация управленческого учета не сделает убыточный бизнес прибыльным, но поможет увидеть ясную финансовую картину и ответить на вопросы: сколько вы тратите, на что и на чем можно сэкономить, на чем вы зарабатываете больше и сколько прибыли получаете?
И помните, что создать систему отчетности недостаточно. Необходимо научить сотрудников работать с ней, выстроить процессы, наладить взаимодействие с другими подразделениями.
У собственника может быть недостаточно знаний для построения эффективной системы отчетности, а хорошего специалиста брать в штат дорого. В этом случае можно воспользоваться услугой финансового консалтинга, привлечь внешнего опытного специалиста, который посоветует и подскажет, как поставить на предприятии управленческий учет так, чтобы он стал эффективным менеджерским инструментом для собственника.
Впервые создавать систему сложно и трудоемко, но хорошо построив однажды, вы экономите время ежемесячно и получаете нужную и своевременную информацию.