Как начать работать с иностранными заказчиками?

Как начать работать с иностранными заказчиками?

Многие украинские предприниматели и компании сотрудничают с иностранными клиентами. Особенно часто с экспортом услуг сталкиваются разработчики ПО и другие представители IT-отрасли. Если вы только планируете работать с зарубежными партнерами и не знаете, как законодательно правильно оформить свою деятельность, предлагаем вам ознакомиться с нашим материалом. Вкратце расскажем о том, какую систему налогообложения выбрать, что нужно знать о контракте и валютном счете и т.д.

Регистрируем ФЛП или ООО

Если ваша деятельность пока еще не имеет официального статуса , тогда, чтобы работать с серьезными зарубежными компаниями, лучше официально оформить свое дело (зарегистрировать ФЛП или ООО).

Для организации предоставления услуг на экспорт можно выбирать как ФЛП, так и ООО, как общую систему налогообложения, так и единый налог. Только обратите внимание, что если вы все-таки отдадите предпочтение единому налогу (упрощенной системе), то сможете быть только на 3 группе (с НДС или без) и будете ограничены объемом дохода до 5 млн. грн в год. Согласно текущему законодательству только на этой группе можно осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Понадобится валютный счет

Для финансовых расчетов с заказчиками вам нужно будет открыть валютный (мультивалютный) счет в банке. Для этого необходимо выбрать подходящий для вас банк и заключить с ним соответствующий договор об открытии счета.

Документы для работы с иностранным заказчиком

Основными документами, которые будут нужны для работы с клиентом и которые будет требовать банк для подтверждения денежных поступлений от контрагента, – это контракт, инвойс и акт оказания услуг.

Правила ВЭД-контракта

Один из главных документов, который будет необходим вам в процессе сотрудничества с иностранным партнером, – это контракт (договор ВЭД).

Относительно правил оформления этого документа в законодательстве в последнее время наметились большие изменения. В начале ноября ВР проголосовала за принятие законопроекта №4496 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (об устранении административных барьеров для экспорта услуг)». Если он вступит в силу в соответствии с ним, в частности, внешнеэкономический контракт может быть заключен и в электронной форме. Также банки больше не смогут требовать перевод англоязычного договора на украинский. Законопроект отменит это право.

Правда, юристы отмечают, что те фирмы и предприниматели, которые уже давно и постоянно работают с одними и теми же заказчиками, наоборот заинтересованы в бумажной версии договора. Так как бухгалтеру необходимо обоснование предоставления услуг и отсутствия НДС в виде бумажного договора или акта.

Пока же законопроект не вступил в силу, поэтому руководствоваться стоит существующими законодательными требованиями и нормами.
Один из документов, который регулирует порядок оформления ВЭД-контрактов, Положение о форме внешнеэкономических договоров (контрактов) N201 от 06.09.2001. Он определяет условия, которые должны быть предусмотрены в договоре (контракте). Это, например:

  • название, номер договора, дата и место его заключения;
  • преамбула;
  • предмет договора;
  • объемы оказания услуг;
  • приемка-сдача предоставленных услуг;
  • цены и общая стоимость услуг по договору;
  • условия расчетов;
  • урегулирование споров в судебном порядке;
  • местонахождение и платежные реквизиты сторон.

 

Также пункты контракта с условиями расчетов с контрагентом, применения санкций и т.д. должны учитывать требования валютного контроля.

Расчеты с иностранным заказчиком

Обратите внимание, что оплата за услуги от иностранного контрагента сначала будет приходить не на ваш банковский счет, а на распределительный (транзитный) счет банка. Чтобы получить вознаграждение вам нужно будет подтвердить его документально – предоставить в банк инвойс или акт (с принятием Закона №4496 необходимость предоставлять акты исчезнет).

Зачисление полученного вознаграждения с распределительного счета на ваш текущий счет осуществляется путем обязательной продажи валюты на межбанке. Уполномоченный банк без поручений клиентов совершает обязательную продажу поступлений в иностранной валюте в размере 65% и зачисляет сумму на гривневый счет, а 35% валютной выручки «падает» на валютный счет.
Что касается отражения полученной валютной выручки в книге учета доходов и правильности отражения в бухгалтерском учете полученного дохода в иностранной валюте, то здесь существует ряд нюансов, по этому вопросу мы советуем обратиться за помощью к консультанту по налогообложению.

Кроме того стоит упомянуть и о сроках расчетов по внешнеэкономическим договорам. На сегодняшний день выручка от экспорта услуг подлежит зачислению на валютные счета в сроки, указанные в контрактах, но не позднее 120 календарных дней с момента подписания акта. Согласно ранее упомянутому законопроекту №4496 эти сроки планируют продлить до 180 календарных дней.

Это основные моменты, о которых стоит знать экспортеру услуг, начинающему свою деятельность. Конечно, в процессе дальнейшей работы с иностранными клиентами может возникать много нюансов и вопросов. Но для понимания, как стартовать и что сделать на первом этапе, надеемся, наши советы вам помогут. Вы также можете при необходимости обратиться к нашим специалистам за юридической консультацией, составлением договора ВЭД или другой помощью.
 

Хотите регулярно получать новые материалы сайта на электронную почту? Подпишитесь на нашу рассылку

Оставить комментарий