Коронавирус и карантин как форс-мажор для бизнеса. Что делать?

Коронавирус и карантинт как форс-мажор

Коронавирус и карантин как форс-мажор для бизнеса. Что делать?

В связи с распространением коронавирусной инфекции и введением карантинных мер у многих руководителей возник вопрос, можно ли происходящие события и принятые КМУ ограничительные меры рассматривать как форс-мажорные обстоятельства с целью смягчения негативных последствий для бизнеса. Попробуем разобраться с правовым регулированием данной ситуации.

Содержание

  1. Форс-мажор и Обстоятельства непреодолимой силы: сходства и различия
    1. Обстоятельства непреодолимой силы
    2. Форс-мажор
  2. Карантин – форс-мажор?
    1. Хронология законодательного урегулирования карантина
    2. Постановление КМУ о карантине всегда ли форс-мажор?
  3. Как подтвердить форс-мажор?
    1. Документальное подтверждение (Сертификат ТПП)
    2. Урегулирование условиями договора
  4. Как действовать, если негативные обстоятельства наступили
    1. Если Вы – сторона, которая не может выполнить обязательств
    2. Если Вы – сторона, законные права которой нарушены вследствие невыполнения обязательств контрагентом
  5. Резюме

Форс-мажор и Обстоятельства непреодолимой силы: сходства и различия

Прежде всего, нужно понять цель признания возникших обстоятельств обстоятельствами непреодолимой силы. Если вследствие введения карантина и ограничения работы предприятия стало невозможно выполнить условия договора (например, организовать питание в кафе или ресторане, обеспечить проведение концерта или другого публичного мероприятия, организовать выступление иностранного специалиста/лектора, предоставить услуги по перевозке сотрудников и т.п.), то, действительно, есть смысл говорить о связи между введенными ограничительными мерами и невозможностью выполнить свои обязательства. Связь между этими событиями есть, она прямая и четко прослеживается.

Однако для ряда сфер бизнеса, не было введено прямого запрета на деятельность (если это не сфера услуг или общепит), а введение карантина лишь усложнило организацию работы, подвоз персонала, вынудило организовать удаленную работу сотрудников и т.п. – то есть не стало причиной невозможности выполнить договор вовсе.

Именно поэтому стоит разобраться в нюансах данного вопроса для правильного понимания возможности использовать данные нормы на практике.

Обстоятельства непреодолимой силы

Подробнее

Согласно ч. 1 ст. 617 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435­IV (далее — ГК) лицо, нарушившее обязательство, освобождается от ответственности за нарушение, если оно докажет, что это нарушение произошло вследствие случая или обстоятельства непреодолимой силы. Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 218 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436­IV (далее — ХК), если иное не предусмотрено законом или договором, субъект хозяйствования за нарушение хозяйственного обязательства несет хозяйственно­правовую ответственность, если не докажет, что надлежащее выполнение обязательства невозможно вследствие действия непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств при данных условиях осуществления хозяйственной деятельности. ГК прямо не дает определения обстоятельствам непреодолимой силы, но в ч. 1 ст. 263 ГК указывается, что ход исковой давности приостанавливается, если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное или неотвратимое при данных условиях происшествие (непреодолимая сила). Итак, можно сделать вывод, что положениями ГК и ХК установлены такие характеристики обстоятельств (они могут рассматриваться как основания для освобождения от ответственности за нарушение обязательства) как случайность, неотвратимость при данных условиях, их исключительность.

Хотелось бы обратить внимание, что просто случайные обстоятельства (при отсутствии чрезвычайного и неотвратимого характера) в большей части не могут рассматриваться как основания для освобождения от ответственности. Если же обстоятельства неотвратимы, но могут быть предвиденными, то рассматривать как такое основание нельзя, поскольку сторона договора должна была заранее предусмотреть риск наступления такого происшествия (например, сезонное снижение температуры, большое количество или продолжительность осадков, что мешает осуществлению определенных операций и т. д.). Но и чрезвычайные условия, в случае их отвратимости, не могут рассматриваться как основание для освобождения от ответственности (например, если при наводнении или опасности сдвигов грунта не были проведены мероприятия по укреплению грунта).

Тот факт, что одновременно должны иметь место как неотвратимость происшествия, так и его исключительность, подчеркивает и ВХСУ в п. 47 информационного письма от 07.04.2008 г. № 01­8/211. Также в п. 7 постановления Пленума Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 01.03.2013 г. № 4 указывается дополнительно и тот факт, что обстоятельства непреодолимой силы имеют внешний характер.

ХК и ГК рассматривают как возможность безусловного освобождения от ответственности ситуацию, когда невыполнение возложенных обязательств стало следствием случая или обстоятельств непреодолимой силы.

Форс-мажор

Подробнее

Другой разновидностью обстоятельств, которые могут стать основанием для освобождения от ответственности — обстоятельства форс-­мажора.

Стоит отметить, что в отечественном правовом поле имеет место некоторое смешение категории обстоятельств непреодолимой силы и форс-мажора (причем форс-мажором нередко называют все чрезвычайные обстоятельства, находящиеся вне власти сторон). ГК и ХК не приводят определения форс­-мажора, однако оно предоставляется другими законодательными актами. Например, в соответствии с положениями обновленной 17.03.2020 г. ст. 141 Закона Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине» от 02.12.1997 г. № 671/97-ВР, форс-мажором может считаться чрезвычайное и неотвратимое обстоятельство, которое объективно делает невозможным выполнение обязательств, предусмотренных условиями договора, в том числе введение карантина, установленного Кабинетом Министров Украины.

А в приказе Минфина «Об утверждении Порядка применения норм пунктов 102.6–102.7 статьи 102 Налогового кодекса Украины» от 20.10.2017 г. № 861 указано, что обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства) – чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства, возникшие при определенных условиях и объективно делают невозможным исполнение налогоплательщиком обязанностей, определенных пунктом 102.6 статьи 102 главы 9 раздела II Кодекса, в том числе вызванные чрезвычайными ситуациями техногенного, природного, социального или военного характера, стихийным бедствием и др. Итак, для целей налогового законодательства форс­-мажор приравнивается к другим обстоятельствам непреодолимой силы, хотя это не совсем корректно.

Хотя, как отмечает ВХСУ в письме от 09.09.2001 г. № 01­2.2/279, категория непреодолимой силы воплощает в себе лишь стихийные природные  явления, которые вследствие их исключительности, неотвратимости и непредсказуемости предопределяют ограничение ответственности за причинение ущерба в случаях, определенных законом. Причем непреодолимая сила как основание для ограничения ответственности может иметь место лишь во внедоговорных (деликтных) правоотношениях и в случаях нарушения договорных обязательств, если это прямо предусмотрено законом.

В то же время категория форс­-мажора охватывает лишь исключительные происшествия общественной жизни, которые стороны самостоятельно определяют в договоре как основание для освобождения от дальнейшего выполнения обязательства по соглашению, если такие события будут происходить в период действия договора. Стороны могут предусмотреть в договоре не только ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, но и ограничить ее случаями предусмотренных в договоре форс-­мажорных обстоятельств.

Общим для обстоятельств непреодолимой силы и форс­мажора является лишь их внешний характер влияния на причинно­следственную цепь деятельности участников конкретного правоотношения, то есть эти обстоятельства находятся вне контроля участников правоотношения.

Карантин – форс-мажор?

Следует заметить, что законодательство предусматривает презумпцию правомерности и законности действий и решений органов власти, местного самоуправления. И при обычных условиях очень сложно говорить о чрезвычайности таких решений или невозможности их предсказания, ведь в основном объем прав и полномочий каждого из органов власти зафиксирован в нормативных актах. В то же время, резкое распространение коронавирусной инфекции привело именно к таким решениям и нормативным документам, о которых буквально за месяц до их принятия никто не мог предположить.

Хронология законодательного урегулирования карантина

Подробнее

Хронология событий в части их законодательного урегулирования:

  • Постановлением КМУ от 11.03.2020 г. № 211 «О предотвращении распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» с 12.03.2020 по 03.04.2020 по всей территории Украины был введен карантин с запретом посещения учреждений образования, и массовых мероприятий с численностью участников свыше 200 человек.
  • Постановлением КМУ от 16.03.2020 г. № 215, указанные ограничения были ужесточены, был установлен запрет на проведение всех массовых мероприятий, в которых принимает участие более 10 человек, запрет на работу субъектов хозяйствования, которая предусматривает прием посетителей, в том числе предприятий общественного питания (ресторанов, кафе и т.п.), торгово-развлекательных центров, других учреждений развлекательной деятельности, фитнес-центров, учреждений культуры, торгового и бытового обслуживания населения, кроме розничной торговли продуктами питания, топливом, средствами гигиены, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, средствами связи, производства банковской и страховой деятельности, а также торговой деятельности и деятельности по предоставлению услуг по общественному питанию с применением адресной доставки заказов при условии обеспечения соответствующего персонала средствами индивидуальной защиты. Также были запрещены с 12 ч. 00 мин. 18 марта 2020 по 3 апреля 2020 г. регулярные и нерегулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом в пригородном, междугородном внутриобластном и межобластном сообщении (кроме перевозки легковыми автомобилями), введен ряд ограничений на работу городского транспорта.
  • Постановлением КМУ от 25.03.2020 г. № 239 срок карантина и срок действия ограничительных мероприятий был продлен до 24.04.2020 г., частично смягчены ограничения по торговой деятельности и перевозкам пассажиров;
  • Постановлением КМУ от 02.04.2020 г. № 255 были дополнительно введены ограничения на перемещение людей, нахождение в общественных местах, работу транспорта, а также введено обязательство для самоизоляции всех лиц старше 60 лет, откорректированы условия работы торговых учреждений.
  • Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» от 17.03.2020 г. № 530-IX был урегулирован ряд моментов, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности в период карантина, ряд общеправовых и процессуальных норм. В частности – карантин, установленный Кабмином, отнесен к форс-мажорным обстоятельствам.
  • Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-19)» от 30.03.2020 г. № 540-IX, был дополнительно предоставлен ряд налоговых и прочих льгот в связи с осуществлением деятельности в период карантина.

Таким образом, все вопросы, которые могут возникнуть в связи с признанием карантина надлежащим обстоятельством, дабы освободить субъекта хозяйствования от ответственности за нарушение своих обязательств, базируются на указанных выше нормативных актах.

Также следует определить само правовое определение карантинных мероприятий. В соответствии со ст. 1 Закона Украины «О защите населения от инфекционных болезней» от 06.04.2000 № 1645-III, карантин – административные и медико-санитарные меры, применяемые для предотвращения распространения особо опасных инфекционных болезней.

Вопросы установления и введения карантина определены ст. 29 Закона, согласно которой вопрос об установлении карантина ставит перед Кабинетом Министров Украины центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере здравоохранения, по представлению главного государственного санитарного врача Украины. При этом в решении об установлении карантина указываются:

  1. обстоятельства, которые привели к этому;
  2. определяются пределы территории карантина;
  3. утверждаются необходимые профилактические, противоэпидемические и другие мероприятия, их исполнители и сроки проведения;
  4. устанавливаются временные ограничения прав физических и юридических лиц и дополнительные обязанности, возлагаемые на них.

Кроме того, той же статьей Закона определено, что на период карантина могут меняться режимы работы предприятий, учреждений, организаций, вноситься другие необходимые изменения в условия их производственной и другой деятельности.

Таким образом, КМУ действительно был уполномочен принимать решения по установлению карантина, в т.ч. и в части ограничения осуществления отдельных видов деятельности и/или прав на перемещение отдельных категорий граждан.

И более того, с внедрением в Закон Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине» карантинных мероприятий в перечень обстоятельств форс-мажора, доказать правомерность освобождения от ответственности за нарушение договора вследствие карантина, стало гораздо проще. Однако 100% гарантии такого освобождения по-прежнему нет. Ниже поясним почему.

Постановление КМУ о карантине всегда ли форс-мажор?

Может ли введение карантина на основании Постановления КМУ быть признано форс-мажорными обстоятельствами (обстоятельствами непреодолимой силы) во всех случаях?

Само принятие Постановление КМУ № 211, как и любое решение государственного органа, предусматривает его законность и правомочность. Как бы там ни было, но на момент принятия Постановления № 211 на территории Украины не введен режим чрезвычайного положения, поэтому и чрезвычайными обстоятельствами признать его также сложно. Единственное, что остается – это неотвратимость наступления действия карантина согласно Постановления, (например, заключая хозяйственные договоры в конце 2019 года, стороны не могли знать о введении таких мер КМУ).

По нашему мнению, признать карантин обстоятельствами непреодолимой силы или форс-мажором возможно только тогда, когда имеет место прямая взаимосвязь между введенным запретом и выполняемым (невыполненным) обязательством.

Примеры

Например:

  • компания заключила с ФЛП договор об огранизации питания сотрудника в кафе. В связи с введением карантина деятельность заведения общественного питания была прекращена (а питание с доставкой организовать было невозможно);
  • компания оплатила абонемент для сотрудников на посещение тренажерного зала, а с введением жестких норм карантина такие услуги не могут быть предоставлены;
  • компания заключила договор поставки в Украине импортного оборудования (под заказ) с монтажом специалистами производителя, но в связи с запретом въезда иностранных граждан полностью выполнить монтаж невозможно.

Можно предложить множество других вариантов, когда карантин жестко повлиял на невозможность выполнить обязательства по договору.

 

Однако есть ситуации, когда карантин создал неудобства в работе, но не сделал ее невозможной. К примеру, задержки с изготовлением продукции, связанные с тем, что часть работников предприятия живет в сельской местности и не смогли добираться на работу в город начиная с 18.03.2020 г. (в связи с запретом междугороднего сообщения). Хоть это обстоятельство и усложнило работу поставщика, однако поставщик мог организовать доставку (подвоз) сотрудников.

Или, например, запрет на посещение курсов иностранного языка сотрудниками предприятия, хотя и сделали невозможными их «оффлайн» присутствие, но указанные услуги могли быть по согласованию с заказчиком оказаны через видеоконференцию по skype и т.д. А перевод сотрудников на дистанционную работу, хоть и усложнил предоставление юридических или бухгалтерских услуг, но не сделал их невозможными вовсе.

Таких примеров можно привести достаточно много. Ключевой момент, который их объединяет – возможность предпринять пострадавшей стороной определенные шаги, которые бы снизили или устранили действие негативного фактора (подвоз сотрудников, удаленный доступ и т.п.), в связи с чем обязательство могло бы было быть выполнено.

 

Как показывает практика, не могут быть признаны обстоятельствами форс-мажора, и стороны не могут ссылаться на них как на основание освобождения от ответственности, следующие факты:

– Отсутствие или недостаток финансовых ресурсов или рост цен на сырье и материалы;

– Отсутствие необходимых материалов на рынке, использование материалов ненадлежащего качества или материалов-заменителей, качество которых не соответствует установленным нормативам;

– Невозможность трудоустройства необходимых специалистов, отсутствие у таких работников разрешений или допусков, низкая квалификация;

– Поломки или износ техники/ее недостаток, сложность выполнения работ;

– Неблагоприятные погодные условия, если это связано с обычными сезонными колебаниями (дождь, снег и т.д.).

Таким образом, только по отдельным обстоятельствам может быть установлен статус форс-мажорных. И только такие подтвержденные обстоятельства смогут служить основанием для освобождения от ответственности.

И конечно, при возникновении между сторонами спора о том, насколько возникшие обстоятельства сделали невозможным выполнение хозяйственного обязательства, суд будет рассматривать причинно-следственную связь, а также – не является ли нарушение договора следствием небрежности (неучета стороной возможных рисков в ходе исполнения договора).

Как подтвердить форс-мажор?

Документальное подтверждение (Сертификат ТПП)

Если сторонами не оговорено иное в договоре, для подтверждения наступления и срока действия обстоятельств непреодолимой силы, традиционно требуется подтверждающий документ, которым может являться сертификат Торгово-промышленной палаты Украины.

Форс-мажорные обстоятельства в соответствии с условиями внешнеторговых соглашений, международных договоров и обстоятельств непреодолимой силы (или стихийного бедствия) на территории Украины удостоверяет исключительно Торгово-промышленная палата Украины. В связи с этим подтверждать наступление обстоятельств можно лишь на основании косвенных документов Пока ТПП Украины в целом признает статус таких событий как  форс-мажорных обстоятельств, хотя косвенно и говорит о том, что в каждом из случаев решение принимается индивидуально (разъяснение 1, разъяснение 2, разъяснение3).

Сертификат выдается в срок до 10 дней со дня подачи заинтересованным лицом всех документов.

На момент подготовки данного материала отсутствовала информация относительно успешного получения субъектами хозяйствования сертификата ТПП о признании карантина форс-мажорными обстоятельствами, вероятно такая информация появится в ближайшее время.

Урегулирование условиями договора

Подробнее

Как мы отмечали выше, договором должны быть определены те случаи, которые стороны признали форс-мажорными обстоятельствами, а также документы, которые будут подтверждать такие обстоятельства.

Следует отметить, что иногда стороны самостоятельно сужают объемы собственной свободы, фиксируя в качестве доказательства таких обстоятельствах только справку Торгово-промышленной палаты Украины. Действительно, согласно ст. 14 Закона Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине» удостоверяет форс-мажорные обстоятельства в соответствии с условиями договоров по обращениям субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих строительство жилья (заказчиков, застройщиков). Но законодательством не установлено исключительной компетенции именно ТПП по этим действиям.

Итак, в договоре необходимо зафиксировать:

  • Конкретный перечень обстоятельств, которые стороны относят к форс-мажору.
  • Документы, которые должны подтверждать такие обстоятельства.
  • Порядок действий стороны, в случае наступления такого обстоятельства (уведомления другой стороны, устранение негативного фактора и т.д.).
  • Сроки действия освобождения от ответственности и другие условия, которые позволят сторонам максимально четко урегулировать собственные отношения в этот период.

Внедрение таких положений в договор во многом упростит порядок урегулирования споров или разногласий в будущем.

Как действовать, если негативные обстоятельства наступили?

Если Вы – сторона, которая не может выполнить обязательств

В первую очередь необходимо оценить следующие факторы:

  • Каким образом урегулированы договором вопросы исполнения обязательств (даты, места поставки; срока, формата предоставления услуг и т.п.).
  • Какая ответственность предусмотрена договором за нарушение данного обязательства.
  • Насколько широко договор описывает перечень обстоятельств непреодолимой силы или форс-мажора, и есть ли такие положения в договоре вообще.
  • Какой порядок предусмотрен договором для уведомления другой стороны вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы.

Теперь у предприятия будет понимание – какие именно обязательства нарушены, какова цена такого нарушения.

После этого следует проанализировать – может ли предприятие доказать взаимосвязь (прямую или непрямую) между введением карантина и невозможностью выполнить обязательства. Если такая взаимосвязь есть и она легко доказуема, необходимо оформить все подтверждающие документы. Если такая связь очень размыта, то следует более детально проанализировать варианты ее подтверждения.

Конечно, в большинстве случаев будет крайне желательным получение сертификата ТПП относительно подтверждения обстоятельств форс-мажора для конкретных договорных отношений вследствие введения карантина. Для этого нужно обратиться в ТПП с соответствующим заявлением и предоставить необходимые документы (https://ucci.org.ua/dokumienti-dlia-zavantazhiennia).

После подготовки всех необходимых подтверждающих документов необходимо уведомить о возникшей ситуации другую сторону контракта направив соответствующее уведомление, и урегулировать вопрос дальнейшего исполнения обязательств. Притом в ряде случаев предпочтительно уведомить до момента истечения срока исполнения обязательств (поставки, предоставления услуг и т.п.) – в таком случае нарушившая договор сторона будет иметь в запасе время на подготовку документов, и кроме того сможет подтвердить, что уведомила вторую сторону еще до момента нарушения обязательства о невозможности ее выполнить в срок (выполнить в полном объеме) – что также будет играть положительную роль.

Если Вы – сторона, законные права которой нарушены вследствие невыполнения обязательств контрагентом

Прежде всего, нужно понимать, уведомила ли вторая сторона о наступлении таких обстоятельств. Зачастую в договорах содержится норма о том, что для стороны, которая не может выполнить свои обязательства вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы, обязательным является уведомление второй стороны в определенный срок. При нарушении такого условия, эти обстоятельства учитываться не будут.

Значит, нужно проверить: есть ли в договоре соответствующие положения относительно уведомления.

Далее, нужно оценить: нарушены условия договора уже, либо только есть риск такого нарушения (опасения, что поставщик не успеет поставить товар, подрядчик выполнить работы и т.п.).

Если другая сторона договора не выполнила свои обязательства, но направила соответствующее уведомление, стороны должны согласовать механизм отсрочки исполнения обязательства (если оно действительно не может быть выполнено вследствие введения карантина).

Стоит отметить, что сегодня «под карантин» пытаются обосновать свои оплошности многие субъекты и даже те, которых он не затронул и которые не попали под соответствующие ограничения. А значит, нужно оценить реальную связь между его введением и невозможностью выполнить обязательства. Если ее нет, то направлять второй стороне претензию в связи с нарушением договора и требованием исполнить обязательства. Если претензионный порядок договором не предусмотрен, то можно сразу обращаться с иском в суд.

Кроме того, если договор предполагает в качестве подтверждения обстоятельств непреодолимой силы Сертификат ТПП, то он также должен быть представлен виновной стороной, иначе она не сможет оправдать свое нарушение договора.

Но встречаются ситуации, когда вторая сторона нарушила договор, но никоим образом официально (и даже не официально) не уведомляет своего контрагента, не просит о внесении изменений в договор и переносе сроков поставки, выполнения работ и т.п., то есть нарушает свои обязательства, не обосновывая причины такого нарушения. В этом случае можно сразу направлять второй стороне претензию в связи с нарушением договора и требованием исполнить обязательства, либо если претензионный порядок договором не предусмотрен, то сразу обращаться с иском в суд.

Обратим внимание на то, что, например, отсутствие средств у контрагента, сложная финансовая ситуация и иные сходные обстоятельства (даже если они косвенно являются следствием карантина) нельзя признать обстоятельствами непреодолимой силы. Об этом прямо говорит ТПП Украины., об этом в частности свидетельствует Постановление Верховного Суда от 19.09.2011 г. по делу № 3-74гс11, Постановление ВХСУ от 18.06.2012 г. по делу № 9/5005/17598/2011, Определение Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 21.05.2013 г., другие материалы судебной практики.

И даже рост курса валюты, который как раз совпал с введением карантина не может быть надлежащим оправданием для поставщика. В частности, как отмечает ВХСУ в информационном письме от 21.11.2011 г. N 01-06 / 1624/2011, изменение экономической ситуации и факт колебания курса иностранной валюты по отношению к национальной валюте Украины является коммерческим риском заемщика, а потому не могут быть основанием для расторжения кредитного договора или для невыполнения обязательств по кредитному договору.

Поэтому, столкнувшись с нарушением второй стороной условий договора (и даже получив оправдания такого нарушения со ссылкой на обстоятельства непреодолимой силы), необходимо проанализировать, насколько реальны поданные аргументы, насколько соблюдена процедура подтверждения таких обстоятельств, предусмотренная договором, и только после этого принимать решение, а также учитывать аргументы второй стороны или защищать свои нарушенные права в суде либо в порядке досудебного урегулирования споров.

В случае, если Вам необходим правовой анализ договора, наши юристы и адвокаты с готовностью помогут Вам разобраться с неоднозначными ситуациями, а также, при необходимости, предоставят защиту в суде.

Рекомендуем не пренебрегать возможностью мирного урегулирования отношений между сторонами путём внесения соответствующих изменений в договор (изменение сроков поставки, формата оказания услуги и т.д.).

Резюме

Как видим, даже в условиях сложившихся обстоятельств, не все нарушения договора могут пройти без последствий для виновной стороны, поскольку:

  1. Сам факт введения карантина не является обстоятельством непреодолимой силы по умолчанию. Виновная сторона должна обосновать связь между нарушением договора и установленными ограничениями.
  2. Нужно четко соблюдать предусмотренную договором процедуру подтверждения таких обстоятельств (письменное уведомление в определенный срок, сертификат ТПП или иные документы, оговоренные в договоре);
  3. При возможности, для виновной стороны самостоятельно выступать с инициативой пересмотра условий договора до момента нарушения обязательств (что будет дополнительным аргументом в случае дальнейшего судебного рассмотрения).

 

АНТОН КЛИМЕНКО, ведущий юрист,

Корпорации «Глобал Консалтинг»