Минимизация рисков договорных отношений. Миссия выполнима

Минимизация рисков договорных отношений. Миссия выполнима

Каждому субъекту рынка для минимизации рисков хозяйственной деятельности стоит тщательно проверять своих контрагентов перед заключением сделок. Почему это важно и как эффективно это сделать? Рассказывает руководитель юридического отдела харьковского офиса Корпорации «Глобал Консалтинг» Валентина Уставицкая.

В чем состоит опасность работы с недобросовестными контрагентами или фирмой однодневкой?

Некоторые фирмы, прежде чем заключать договор с контрагентом, могут не проверять его благонадежность. Однако однажды они могут столкнуться с потерями от проведенной сделки.

Чем в результате может грозить бизнесу такой неудачный контракт с недобросовестным партнером? Как минимум это понесенные расходы и риски по возврату долгов и убытков. Кроме того по сомнительным сделкам часто возникают вопросы у налоговых и правоохранительных органов. Поэтому часто в результате договорных отношений с ненадежным партнером предприятие несет не только финансовые убытки, но и теряет время и другие ресурсы на доказывание действительности и реальности заключенных сделок в суде. К примеру, по итогам проверок хозяйственной деятельности предприятий налоговыми инспекциями, одним из самых распространенных нарушений, из-за которых с предприятия «снимается налоговый кредит», является сомнительность сделки с неблагонадежным контрагентом.

Как же минимизировать риски при заключении сделки с контрагентом?

Во-первых, нужно осуществить проверку контрагента с точки зрения экономической безопасности сделки. Такая проверка должна показать, действительно ли контрагент ведет предпринимательскую деятельность, подается ли налоговая отчетность, есть ли на балансе предприятия контрагента какие-либо активы. Можно выяснить состав учредителей контрагента для определения связанных с ним лиц. Для этого можно обратиться к государственным реестрам и базам данных. Например, на ресурсе Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей можно узнать достаточно много информации по контрагенту, а именно: код ИИН или код ЕГРПОУ; виды деятельности; прохождение процедуры банкротства или ликвидации; данные о местонахождении, руководстве и дате государственной регистрации.

Во-вторых, необходимо выяснить у контрагента объем полномочий при заключении данного вида сделки. Для этого нужно четко понимать, какие требования законодательства должны соблюдаться при заключении конкретной сделки, есть ли у предприятия право на занятие этим видом деятельности, и чем это подтверждается. Если работы, выполняемые контрагентом, являются лицензируемые, необходимо затребовать копию лицензии со всеми приложениями. Как правило, также запрашиваются: копии учредительных документов; справка органов статистики; выписка из ЕГРПОУ, свидетельство плательщика НДС (если предприятие таковым является).

Важным также есть момент проверки полномочий лица на заключение и подписание договора, так как согласно ст. 215 ЦК Украины отсутствие надлежащих полномочий у лица (объем гражданской дееспособности) при заключении сделки является одним из оснований признать сделку недействительной в судебном порядке. Поэтому рекомендуем выяснить данные по личности, которая будет подписывать договор, проверить объем полномочий этого лица на подписание договора согласно предоставленным учредительным документам, доверенности и другим документам, подтверждающих объем полномочий.

В-третьих, необходимо провести проверку юридической репутации контрагента. Кроме проверки факта существования данного контрагента, необходимо проверить контрагента по базе банкротств. К сожалению, поиск по этой базе доступен только зарегистрированным пользователям этого сайта. С некоторым запозданием информацию о субъектах банкротства можно также найти в нормативных базах. Далее необходимо проверить единый реестр судебных решений на предмет, в каких спорах участвовал контрагент.

В целях экономической безопасности предприятия необходимо периодически проверять даже постоянных, ни разу не подводивших контрагентов. Поскольку со временем ситуация меняется, и фирма вполне может быть продана недобросовестным «бизнесменам».

Главная рекомендация – исследовать, анализировать информацию по каждому контрагенту перед сделкой хотя бы на общедоступных, официальных сайтах, онлайн-базах и реестрах (например, на сайте Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей); проверять действительность данных свидетельства плательщика НДС; и проверять местонахождения контрагента по юридическому и фактическому адресу. Доказательства полученной информации следует сохранять, сделав из соответствующих реестров извлечения в бумажном виде.

В то же время, некоторые компании и предприниматели занимаются узкоспециализированным видом деятельности, ведут свою стратегию бизнеса и кадровую политику, что не всегда позволяет оформлять в штат отдельных наемных работников для выполнения функций, связанных с проверкой контрагентов и обеспечением минимизации рисков по сделкам. Для подобных юридических лиц и предпринимателей эффективным способом решения задачи по минимизации рисков является аутсорсинг юридических услуг у профессионалов в сфере правовой защиты – юридических фирм.

Как итог можно добавить, что учитывая пристальное внимание налоговых органов к сделкам плательщиков налогов, в последнее время есть тенденция более тщательно проверять контрагентов, в том числе, на уровне среднего и малого бизнеса. Законодательно и в судебной практике не определено четкую формулировку критериев надлежащей осмотрительности и осторожности. Но, несмотря на это, организованная и квалифицированная проверка контрагентов – это тот случай, когда малыми превентивными мерами можно избежать серьезных негативных последствий для бизнеса. Проверяйте своих контрагентов!

 

Хотите регулярно получать новые материалы сайта на электронную почту? Подпишитесь на нашу рассылку

Оставить комментарий