С 1 января 2022 года применение РРО или ПРРО плательщиками единого налога 2-4 групп, осуществляющих расчётные операции, является обязательным.

Согласно ст. 2 Закона Украины «О применении регистраторов расчётных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995 г. №265/95-ВР (далее — Закон) расчётная операция – это приём от покупателя наличных средств, платёжных карт, платёжных чеков, жетонов и т.п. по месту реализации товаров (услуг), выдача наличных средств за возвращённый покупателем товар (неоказанную услугу), а в случае применения банковской платежной карты — оформление соответствующего расчётного документа по оплате в безналичной форме товара (услуги) банком покупателя или, в случае возврат товара (отказа от услуги), оформление расчётных документов по перечислению средств в банк покупателя.

Согласно требованиям п. 296.10 ст. 296 Налогового кодекса Украины, РРО или ПРРО не должны применять плательщики единого налога первой группы.

Что такое РРО/ПРРО?

Регистратор расчётных операций (РРО) – это устройство или программно-технический комплекс, регистрирующий все расчёты с покупателями с использованием наличных и платежной карты. Вся зафиксированная информация автоматически передается на сервер налоговой службы.

Сейчас есть возможность пользоваться как аппаратным, так и программным РРО (программа или приложение на смартфон, планшет, компьютер и т.д.), позволяющее с любого устройства сформировать расчётный документ.

Можно зарегистрировать ПРРО бесплатно на сайте государственной налоговой службы Украины – tax.gov.ua или приобрести программный РРО.

Регистрация ПРРО

Регистрация ПРРО производится на основании заявления о регистрации программных регистраторов расчётных операций по форме №1-ПРРО (J/F1316604).

ПРРО можно зарегистрировать только в электронном виде, например через электронный кабинет или с помощью других программ.

Для этого необходимо:
  • с помощью личного ключа или других способов электронной идентификации осуществить вход в личную часть Электронного кабинета;
  • зарегистрировать хозяйственную единицу (объект, где реализуются товары или предоставляются услуги и осуществляются расчётные операции), где будет применяться данное устройство, если раньше этого не было сделано. Должна быть подана ​​Форма 20-ОПП (J/F1312003);
  • подать заявление по форме №1-ПРРО «Заявление о регистрации программного регистратора расчётных операций» (J/F1316604). В результате получить квитанцию, в которой указывается фискальный номер ПРРО (фискальный номер автоматически формируется ГНС и сохраняется до даты отмены регистрации и не меняется при перерегистрации);
  • зарегистрировать кассира с помощью «Уведомления о предоставлении информации о квалифицированных/усовершенствованных сертификатах открытых ключей, применяемых в ПРРО» по форме 5-ПРРО (J/F1391802).

ПРРО зарегистрирован и может быть использован для проведения расчётных операций с покупателями.

Запускаем ПРРО, авторизуемся с помощью ключа кассира/старшего кассира, по которому субъект хозяйствования подал Уведомление по форме J/F1391802 и открываем смену (отправляем сообщение об открытии смены 3-ПРРО по форме F(J)1316802).

Если у Вас возникнут вопросы по части практического использования ПРРО (формирование чека и его отправка в налоговую службу, способы предоставления чека покупателю, формирование Z–отчёта и т.д.) – обращайтесь за ответами.  Наши специалисты всегда готовы предоставить исчерпывающую консультацию по этим вопросам.
Работа РРО оффлайн:
В период отсутствия связи между ПРРО и фискальным сервером контролирующего органа расчётные операции проводятся в режиме «офлайн». ПРРО позволяет работать в «оффлайн» режиме не более 36 часов подряд и не более 168 часов в месяц. Для того чтобы перевести ПРРО в работу в режиме «офлайн» нужно подать заявление по форме №4-ПРРО (код формы F(J)1316901) и начать работать. Чтобы вывести аппарат из режима «оффлайн» необходимо подать заявление также по этой форме, только делается соответствующая отметка, что прекращается работа ПРРО в режиме «оффлайн».

Отмена регистрации РРО

Процедура:

Отмена регистрации ПРРО осуществляется на основании Заявления по форме №1-ПРРО с пометкой «Отмена регистрации», или на основании Уведомления по форме №2-ПРРО с пометками «неисправность» (если Заявление с пометкой «Восстановление работы» не поступило в течение месяца) или «кража устройства или компрометация ключа». Такое заявление подаётся средствами Электронного кабинета или средствами телекоммуникации. До представления Заявления об отмене регистрации ПРРО необходимо обеспечить передачу всех копий созданных ПРРО расчётных документов с присвоенными им в режиме оффлайн фискальными номерами на фискальный сервер, электронных фискальных отчётных чеков и уведомлений.

Кроме того, регистрация ПРРО отменяется автоматически фискальным сервером по основаниям, определенным законодательством (в ЕГР внесена запись о регистрации прекращения субъекта хозяйствования, смерть или недееспособность ФЛП и др.).

Уведомление об отмене регистрации ПРРО направляется субъекту хозяйствования средствами Электронного кабинета с указанием оснований.

Штрафы за нарушение требований к использованию РРО

За нарушение требований Закона к субъектам хозяйствования, осуществляющим расчётные операции за товары (услуги), согласно ст. 17 Закона применяются следующие финансовые санкции:
  1. За проведение расчётных операций с использованием РРО, ПРРО или расчётных книг на неполную сумму стоимости проданных товаров (оказанных услуг); непроведение расчётных операций через РРО и/или ПРРО с фискальным режимом работы; невыдача (в бумажном виде и/или электронной форме) соответствующего расчётного документа, подтверждающего выполнение расчётной операции, или проведение её без использования расчётной книги на отдельном хозяйствующем объекте такого субъекта хозяйствования:
  • 100 % стоимости проданных с нарушениями, установленными настоящим пунктом, товаров (работ, услуг) — за нарушение, совершенное впервые;
  • 150 % стоимости проданных с нарушениями, установленными настоящим пунктом, товаров (работ, услуг) – за каждое следующее совершенное нарушение;
  1. Субъект хозяйствования не использует, использует не зарегистрированные должным образом КУРО/РК, нарушает установленный порядок их использования или не сохраняет в течение установленного срока – пятьдесят НМДГ (850 грн).
  2. Если контрольная лента не напечатана или не создана в электронной форме на РРО или обнаружено искажение данных о проведённых расчётных операциях — 30 НМДГ (510 грн).
  3. Проведение расчётных операций через РРО/ПРРО без использования режима программирования наименования каждого подакцизного товара с указанием кода товарной подкатегории согласно УКТ ВЭД, цены товара и учёта его количества – 300 НМДГ (5100 грн).
  4. Нарушение установленного п. 1 ст. 9 порядка проведения расчётов через кассы предприятий, учреждений и организаций, где эти операции должны проводиться с оформлением доходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций в установленном порядке, или в случае нарушения порядка оформления расчётных и отчётных документов при осуществлении продажи проездных и перевозочных документов на железнодорожном (кроме пригородного) и авиационном транспорте – 20 НМДГ (340 грн);
  5. Применение при осуществлении расчётных операций РРО, в конструкцию или программное обеспечение которого внесены изменения, не предусмотренные конструкторско-технологической и программной документацией производителя – 300 НМДГ (5100 грн);
  6. Непредставление в контролирующие органы отчётности, связанной с применением РРО, РК и копий расчётных документов и фискальных отчётных чеков с РРО через проводные или беспроводные каналы связи в случае обязательности её представления – 30 НМДГ (510 грн).

Кроме того, согласно ст. 19 Закона к субъектам хозяйствования, реализующим РРО из числа включённых в Государственный реестр РРО, в конструкцию или программное обеспечение которых внесены изменения, не предусмотренные конструкторско-технологической и программной документацией производителя, по решению соответствующих контролирующих органов применяется финансовая санкция в размере 500 НМДГ (8500 грн) за каждый реализуемый РРО, при этом стоимость реализуемой продукции возвращается покупателю, а реализуемая продукция подлежит конфискации.

К субъектам хозяйствования, которые осуществляют реализацию товаров, которые не учтены в установленном порядке, и/или не предоставили во время проведения проверки документы, подтверждающие учёт товаров, находящихся в месте продажи (хозяйствующем объекте), по решению контролирующих органов применяется финансовая санкция в размере стоимости таких товаров, которые не учтены в установленном порядке по ценам реализации, но не менее 10 НМДГ (170 грн). Такие требования не распространяются на физических лиц — предпринимателей, являющихся плательщиками единого налога и не зарегистрированных плательщиками налога на добавленную стоимость (кроме тех, которые осуществляют деятельность по реализации технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения, ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней).

 

Нарушители также несут административную ответственность

За нарушение проведения расчётов в сфере торговли, общественного питания и услуг (ст. 155-1 КоАП)

Первое нарушение для:

  • лиц, осуществляющих расчётные операции – от 2 до 5 НМДГ (34-85 грн);
  • должностных лиц – от 5 до 10 НМДГ (85-170 грн).

Повторно в течение года на:

  • лиц, осуществляющих расчётные операции, — от 5 до 10 НМДГ (85-170 грн);
  • должностных лиц – от 10 до 20 НМДГ (170-340 грн).

За нарушение порядка проведения наличных расчётов за товары (услуги), в т. ч. превышение предельных сумм наличных расчётов, несоблюдение установленных законодательством требований по обеспечению возможности расчётов за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств (ст. 163-15 КоАП):

  • для физлиц-предпринимателей, должностных лиц юридического лица – штраф от 100 до 200 НМДГ (от 1700 грн до 3400 грн);
  • за повторное нарушение – штраф от 500 до 1000 НМДГ (8500 – 17000 грн)