В последнее время мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда Клиенты, имея дебиторскую задолженность, не спешат её взыскивать. А иногда и вообще, даже не пытаясь принять меры по её взысканию, «ставят на ней крест», считая явно безнадёжной.
Вот некоторые из аргументов, которые приводят Клиенты в пользу непринятия мер по взысканию долга с контрагента (будь то поставка оплаченного товара, будь то оплата за поставленный товар/оказанные услуги):
- «сейчас война, всем тяжело, ни у кого нет денег»;
- «не имеем подтверждающих документов (первички)»;
- «контрагенты не выходят на связь»;
- «суды – это долго и дорого» и прочее.
Понимаем, что каждый из этих аргументов может быть уместным, особенно в критические для всех военные времена. Но иногда, как оказывается, достаточно хотя бы попытаться урегулировать спорные вопросы в досудебном порядке.
Обращаться или не обращаться потом в суд – это уже выбор кредитора, который базируется на критичности требования, наличии времени ждать судебного решения и его исполнения, целесообразности и т.д.
Приведем пример одного из наших успешных кейсов по взысканию дебиторской задолженности.
В октябре 2024 года из разговора с нашим Клиентом узнали, что у его предприятия еще с 2020 года есть значительная дебиторка за поставленный товар. Но «сначала думал, что оплатит позже, а потом началась война, так что всем было не до этого».
Исходные данные:
- контрагент (производственная компания) не оплатил стоимость товара, поставленного ему в течение 2020-го, 2021-го и начале 2022-го года;
- главный бухгалтер и директор дебитора на связь не выходят, запросы в мессенджерах и электронной почте игнорируют;
- поставки осуществлялись без договора (договор в форме единого документа не оформлялся);
- лишь несколько первичных документов, отражающих операции по поставке товара, содержали подписи и печати покупателя. Они составляли незначительный процент от общей суммы задолженности, а остальные не имели этих обязательных реквизитов.
Решение
Наш адвокат тщательно ознакомилась со всеми обстоятельствами и имеющимися документами. Опираясь на опыт решения аналогичных судебных дел, была разработана эффективная стратегия взыскания задолженности.
Учитывая, что заключительные и переходные положения Гражданского кодекса Украины предусматривают приостановление течения срока исковой давности на период действия карантина и военного положения, давность возникновения такой задолженности (даже 2020 год) не была преградой для обращения в суд.
Мы предупредили Клиента о том, что шансы взыскать в судебном порядке сумму задолженности в полном объёме при отсутствии доказательств получения всего объема товара покупателем (т.е. всех расходных накладных с его подписями и печатями) почти нулевые. Поэтому предложили сначала применить досудебное урегулирование спора. Клиент согласовал наше предложение об уместности предварительной отправки претензии о взыскании долга.
Собрали информацию о компании-должнике и изменениях, которые у неё произошли в последнее время. Узнали, что компания не находится в состоянии прекращения, но руководитель изменился. Нашли актуальные контакты нового руководителя. Подготовили претензию, в т.ч. рассчитали пеню, 3% годовых, инфляционные расходы, что удвоило сумму взыскания, и направили её должнику. Через несколько дней после получения претензии адресатом (согласно данным трекинга почтового отправления) позвонили ему. В разговоре узнали, что компания, хоть и производит востребованный в военное время тип продукции, однако в текущих обстоятельствах переживает не лучшие времена.
Мы предложили контрагенту-должнику заключить соглашение о погашении долга в рассрочку с отказом со стороны нашего Клиента от взыскания штрафных санкций. Достигли двустороннего согласия по распределению суммы задолженности на несколько частей, чтобы создать выплаты более комфортными для должника. И нужно отдать ему должное, платежи по заключённому соглашению выполнялись с исключительной пунктуальностью.
Результат
В нашем случае полная сумма задолженности была погашена всего за 4 месяца.
Клиент остался очень доволен. К тому же, отношения с должником не были испорчены, как это часто бывает после судебных перипетий.
Это только один из наших успешных кейсов досудебного разрешения хозяйственного спора. Хотя, следует отметить,что не все аналогичные дела удается решить без обращения в суд. А судебный процесс, к сожалению, не скорое дело. По статистике Верховного Суда загруженность местных хозяйственных судов возросла почти вдвое, но и раньше срок рассмотрения только в первой инстанции составлял в среднем 90 дней. Поэтому при всех перечисленных обстоятельствах это очень успешное решение проблемы Клиента.
Как видим, не стоит пренебрегать процедурой решения спорных вопросов во внесудебном порядке. Ситуации бывают разными: иногда уместно прибегнуть к претензионному порядку взыскания долга, а иногда достаточно и конструктивного разговора для достижения желаемого результата.
При необходимости обращайтесь к нам за юридической консультацией и квалифицированной помощью в решении споров с контрагентами. Всегда рады быть полезными.