Где у них кнопка или Как заинтересовать работников финансовой сферы?

Где у них кнопка или Как заинтересовать работников финансовой сферы?

28.05.2015, 13:05

Сегодня поговорим о мотивации. А точнее о некоторых способах нематериального поощрения, которые можно использовать в работе с сотрудниками финансового сектора. Руководитель отдела по работе с персоналом аудиторско-консалтинговой
Корпорации «Глобал Консалтинг» Елена Демьяненко делится своим опытом и рассказывает о наиболее действенных инструментах в области мотивации.

Мотивация… Думаю, каждый человек хотя бы раз в жизни задавался вопросом, что же это такое. Давайте рассмотрим определения, которые дают толковые словари. Их огромное количество, но мы рассмотрим два, которые, на мой взгляд, наиболее точно отражают суть этого понятия.

Философский энциклопедический словарь дает следующее значение: «мотивация» (лат. motivatio) – система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного.

Толковый словарь психиатрических терминов трактует мотивацию несколько иначе: англ. motive – повод, мотив, побуждение. Мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность организма, определяющие ее направленность.

Из обоих определений можно сделать простой вывод, что мотивация – это, так или иначе, влияние чего-то на наши действия и цели.

А в деньгах ли счастье?

В данной статье речь пойдет о нематериальной мотивации сотрудников финансового сектора (бухгалтеров, экономистов, аудиторов, финансистов). Если описывать общий профиль данных специалистов, то это в большинстве своем женщины от 25 лет и выше.
Конечно же, идеальным вариантом мотивации будет индивидуальный подход к каждому сотруднику. Но, в нынешнем темпе жизни не всегда есть время работать с каждым профессионалом отдельно, особенно если речь идет о компаниях с большим штатом. Поэтому если говорить об общей программе нематериальной мотивации, то остановимся на таких правилах:

  • она должна не только удовлетворять цели сотрудников, но и действовать в интересах компании, ведь в первую очередь компания работает для получения прибыли.
  • она должна быть универсальной, но постоянно модернизироваться. Ведь то, что было интересно еще вчера, сегодня уже может быть не актуально. А если ничего не менять, со временем все инструменты воспринимаются сотрудниками, как должное и перестают работать.
  • и, наверное, самое главное правило – речь о нематериальной мотивации может идти только тогда, когда удовлетворены базовые потребности (физиологические потребности), а их удовлетворить может только материальная мотивация.

 

Похвала, подарки, благодарности и прочие приятности
Итак, что можно отнести к методам нематериальной мотивации, и какие в ваших руках могут быть инструменты поднятия духа сотрудников?

Похвала или благодарность. Еще со школьной скамьи почти каждому из нас знакомо то самое чувство гордости, когда тебя хвалит учитель перед одноклассниками. С возрастом желание услышать похвалу никуда не девается, а модернизируется в профессиональное признание. И если сотрудника заслуженно и прилюдно похвалить, то он какое-то время будет работать более эффективно. Но тут руководителю нужно быть осторожным, при частом использовании данного инструмента похвала будет восприниматься как должное и, в конце концов, перестанет нести смысловую нагрузку.

Поздравление сотрудников с корпоративными праздниками. Это могут быть традиционные праздники, например, Новый год, 8 марта, или профессиональные: День рождения компании, День Бухгалтера, День юриста, День аудитора. В некоторых компаниях принято поздравлять сотрудников с годовщиной работы в компании. Формат поздравлений достаточно разнообразный – от предоставления билетов в театр или на концерт до выездных корпоративных мероприятий.

Поздравления с личными датами. Можно просто поздравить сотрудника с его личным праздником: День рождения, день свадьбы, рождение ребенка. Можно придумать необычный формат поздравления, который запомнится и понравится коллегам. Кроме поздравлений, можно в эти дни предложить работникам отгулы. Во многих компаниях специалистам предоставляются отгулы на первый и последний звонки в школе, день защиты детей и др.

Проведение регулярных совещаний. На таких собраниях сотрудникам доносится важная информация, касающаяся деятельности компании, ее основных целей, озвучиваются достижения и результаты работы как в целом всей фирмы, так и отдельных сотрудников.

Здоровье – залог успеха. В последнее время ведение здорового образа жизни становится новым трендом, что, конечно же, не может не радовать. Можно использовать это для нематериальной мотивации сотрудников. Например, в зимний период, когда повышается риск вирусных заболеваний, можно размещать в кабинетах аромалампы с эфирными маслами, которые укрепляют иммунитет. В нашей компании, зимой проводятся корпоративные чаепития с малиновым вареньем, медом и травами. Во время таких посиделок мы смотрим юмористическое видео и общаемся в неформальной обстановке. В летний период можно продолжать чаепития уже со свежими травами (мятой, мелиссой) или делать для сотрудников охлаждающий лимонад.

Фитнес – отличный способ мотивации. Для сотрудников, которые заботятся о своей физической форме или начинают борьбу с лишним весом, ценным подарком будут абонементы в фитнес-клубы, бассейны и пр. Также можно проводить в офисе консультации по организации правильного питания, где специалисты будут рассказывать о полезных и вредных продуктах, необходимых организму микроэлементах, рассчитывать норму воды для каждого индивидуально и т.д.

Важно «переключаться». Умственный труд – это тоже большие нагрузки на организм. Поэтому для работников финансового сектора важно организовать возможность периодически «переключать» мысли на другие виды деятельности. Одним из таких переключений могут быть игры. В настоящее время существует масса разнообразных игр для компаний, например, «Мафия», «Алиас», «Дикси», из подвижных можно использовать различные квесты. Мы с коллегами полюбили «Мафию», и часто собираемся, чтобы отвлечься от рабочих будней. Или еще один пример из нашей корпоративной жизни – кружки рукоделия. В женском коллективе – это особенно актуально и интересно. Поэтому, если у вас в компании тоже доминирует женский пол, вы можете организовывать творческие мероприятия и мастер-классы по декупажу, квиллингу, лепке, рисованию и т.д.

Индивидуальный график. Еще одним видом нематериальной мотивации могут стать индивидуальные графики работы для сотрудников. Работник сам выбирает максимально подходящий график работы, при котором он будет наиболее эффективен. Сюда же можно отнести и возможность для сотрудника раньше уйти с работы или позже прийти по уважительной причине.

Обучение. Для специалистов финансовой отрасли постоянное обучение и повышение квалификации очень важно. Его можно организовать как в рамках компании, так и за ее пределами, например, посещение тренингов и семинаров. После участия в тренинге сотрудник может закрепить полученные навыки и поделиться знаниями с коллегами.

Покажите свое доверие. В качестве нематериальной мотивации, вы можете привлекать сотрудников к переговорам с клиентами и заказчиками. Для профессионала это действительно ценно. Он ощущает свою значимость, видит, что его мнение ценят, к нему прислушиваются. Этого же эффекта можно добиться, обращаясь к сотруднику за помощью или консультацией в рамках деятельности компании или же по личным вопросам.

Доски почета. Не обязательно их вешать на стену в офисе. Они могут быть размещены на сайте в электронном виде, на страничке компании в социальных сетях. Кстати, на сайте можно завести корпоративный блог, в котором будет размещаться разнообразная информация о достижениях сотрудников: прохождение ими обучения или посещение конференций. Все это дает возможность дополнительно отметить заслуги работника.

«Свободные пятницы». Если в компании есть дресс-код, можно ввести «свободную пятницу» в выборе одежды. Это тоже продемонстрирует ваше внимание и заботу о коллективе.

Короткий день. При отсутствии опозданий в течение недели можно сократить рабочий день на час в пятницу.
Скидки на товары. Можно также организовать получение для коллег дисконтных карт в сетях магазинов или аптек.

Список можно продолжать бесконечно, главное – делать все искренне, с душой и любить своих сотрудников. Ведь все большее значение приобретают личные отношения между директором компании и его подчиненными. Любому сотруднику очень приятно услышать вопрос о сыне или дочери, внуках, домашнем любимце или проведенном отпуске. Ведь каким бы «колючим» сотрудник не был, вы все равно его любите. Не так ли?

А в качестве P.S. хочу процитировать название одной из книг по управлению и мотивации людьми: «Любите их, или вы их потеряете». Хороших вам отношений в коллективе и эффективных работников!

Елена Демьяненко, руководитель отдела
по работе с персоналом
аудиторско-консалтинговой
Корпорации «Глобал Консалтинг»

Хотите регулярно получать новые материалы сайта на электронную почту? Подпишитесь на нашу рассылку