Минимизация рисков договорных отношений. Миссия выполнима
Каждому субъекту рынка для минимизации рисков хозяйственной деятельности стоит тщательно проверять своих контрагентов перед заключением сделок. Почему это важно и как эффективно это сделать? Рассказывает руководитель юридического отдела харьковского офиса Корпорации «Глобал Консалтинг» Валентина Уставицкая.В чем состоит опасность работы с недобросовестными контрагентами или фирмой однодневкой?Некоторые фирмы, прежде чем заключать договор с контрагентом, могут не проверять его благонадежность. Однако однажды они могут столкнуться с потерями от проведенной сделки.
Чем в результате может грозить бизнесу такой неудачный контракт с недобросовестным партнером? Как минимум это понесенные расходы и риски по возврату долгов и убытков. Кроме того по сомнительным сделкам часто возникают вопросы у налоговых и правоохранительных органов. Поэтому часто в результате договорных отношений с ненадежным партнером предприятие несет не только финансовые убытки, но и теряет время и другие ресурсы на доказывание действительности и реальности заключенных сделок в суде. К примеру, по итогам проверок хозяйственной деятельности предприятий налоговыми инспекциями, одним из самых распространенных нарушений, из-за которых с предприятия «снимается налоговый кредит», является сомнительность сделки с неблагонадежным контрагентом.Как же минимизировать риски при заключении сделки с контрагентом? Во-первых, нужно осуществить проверку контрагента с точки зрения экономической безопасности сделки. Такая проверка должна показать, действительно ли контрагент ведет предпринимательскую деятельность, подается ли налоговая отчетность, есть ли на балансе предприятия контрагента какие-либо активы. Можно выяснить состав учредителей контрагента для определения связанных с ним лиц. Для этого можно обратиться к государственным реестрам и базам данных. Например, на ресурсе Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей можно узнать достаточно много информации по контрагенту, а именно: код ИИН или код ЕГРПОУ; виды деятельности; прохождение процедуры банкротства или ликвидации; данные о местонахождении, руководстве и дате государственной регистрации.Во-вторых, необходимо выяснить у контрагента объем полномочий при заключении данного вида сделки. Для этого нужно четко понимать, какие требования законодательства должны соблюдаться при заключении конкретной сделки, есть ли у предприятия право на занятие этим видом деятельности, и чем это подтверждается. Если работы, выполняемые контрагентом, являются лицензируемые, необходимо затребовать копию лицензии со всеми приложениями. Как правило, также запрашиваются: копии учредительных документов; справка органов статистики; выписка из ЕГРПОУ, свидетельство плательщика НДС (если предприятие таковым является).
Важным также есть момент проверки полномочий лица на заключение и подписание договора, так как согласно ст. 215 ЦК Украины отсутствие надлежащих полномочий у лица (объем гражданской дееспособности) при заключении сделки является одним из оснований признать сделку недействительной в судебном порядке. Поэтому рекомендуем выяснить данные по личности, которая будет подписывать договор, проверить объем полномочий этого лица на подписание договора согласно предоставленным учредительным документам, доверенности и другим документам, подтверждающих объем полномочий.В-третьих, необходимо провести проверку юридической репутации контрагента. Кроме проверки факта существования данного контрагента, необходимо проверить контрагента по базе банкротств. К сожалению, поиск по этой базе доступен только зарегистрированным пользователям этого сайта. С некоторым запозданием информацию о субъектах банкротства можно также найти в нормативных базах. Далее необходимо проверить единый реестр судебных решений на предмет, в каких спорах участвовал контрагент.
В целях экономической безопасности предприятия необходимо периодически проверять даже постоянных, ни разу не подводивших контрагентов. Поскольку со временем ситуация меняется, и фирма вполне может быть продана недобросовестным «бизнесменам».
Главная рекомендация – исследовать, анализировать информацию по каждому контрагенту перед сделкой хотя бы на общедоступных, официальных сайтах, онлайн-базах и реестрах (например, на сайте Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей); проверять действительность данных свидетельства плательщика НДС; и проверять местонахождения контрагента по юридическому и фактическому адресу. Доказательства полученной информации следует сохранять, сделав из соответствующих реестров извлечения в бумажном виде.
В то же время, некоторые компании и предприниматели занимаются узкоспециализированным видом деятельности, ведут свою стратегию бизнеса и кадровую политику, что не всегда позволяет оформлять в штат отдельных наемных работников для выполнения функций, связанных с проверкой контрагентов и обеспечением минимизации рисков по сделкам. Для подобных юридических лиц и предпринимателей эффективным способом решения задачи по минимизации рисков является аутсорсинг юридических услуг у профессионалов в сфере правовой защиты – юридических фирм.
Как итог можно добавить, что учитывая пристальное внимание налоговых органов к сделкам плательщиков налогов, в последнее время есть тенденция более тщательно проверять контрагентов, в том числе, на уровне среднего и малого бизнеса. Законодательно и в судебной практике не определено четкую формулировку критериев надлежащей осмотрительности и осторожности. Но, несмотря на это, организованная и квалифицированная проверка контрагентов – это тот случай, когда малыми превентивными мерами можно избежать серьезных негативных последствий для бизнеса. Проверяйте своих контрагентов!
[contact-form-7 id=»655″ title=»Форма в шапке»]